Итак, 23 ноября европейские "альпинисты нефтяных котировок" снова не смогли покорить высоту ценового потолка для российской нефти. В стане заговорщиков отсутствие единства, страны, действительно что-то производящие и умеющие просчитывать риски, умерены в цифрах и придерживаются цены в 65-70 долл. за баррель, "Великие Балтийские Спорады" и Польша настаивают как пела когда-то Эдита Пьеха, "где- то там в районе тридцати".
В итоге, ситуация до боли напоминает диалог из "Кому на Руси жить хорошо?", Н. А. Некрасова в известном диалоге ее героев -
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому!-
Сказали братья Губины...
А Пров сказал: царю"
Но цари пока немногословны. Хотя 5 декабря близится, - день, когда вступает нефтяное эмбарго ЕС. День, к которому мыши должны родить гору. Конечную цифру. И мышам сложно, - если более-менее ответственные грызуны категорически против снижения ниже 70 долл. (Греция, Мальта, обладающие крупным танкерных флотом), то другие, которые вообще кроме амбиций ничем не обладают (Эстония Литва и проч), готовы даже применить право вето. Венгрия же, вообще не считает необходимым вводить подобные ограничения.
Тем не менее, несмотря на полную неопределенность сейчас и тем более в конечной конфигурации нефтяного рынка, тектонические сдвиги уже начались. Bloomberg писал, что в 21 ноября прибыть от ключевого торгового маршрута торговли сырой нефтью достигла 100 000 долларов день. Интересно и сообщение Хавьера Бласа в том же Bloomberg: - "Всего за несколько дней до того, как США и Европа наложили новые санкции на российскую энергетику - предположительно, самые сильные на сегодняшний день - Москва подняла добычу нефти до самого высокого уровня со времени своего ...(с февраля сего года - при авт)".
Косвенно, все это говорит о том, что Россия все таки готова приостановить поставки, нефти на мировой рынок, если цена нефти не будет ее устраивать. А пока продает по максимуму впрок, (потому и цена упала) "Компании, которые устанавливают предельные цены, не будут входить в число получателей российской нефти", - заявил в пятницу представитель Кремля, добавив: "Мы просто не будем сотрудничать с ними на нерыночных принципах" - заявил Новак. В принципе, до последнего времени нефть марки Urals торговалась как раз в районе 65-85 дол.
Сегодня российская нефть торгуется даже ниже 52 долларов за баррель. Впрочем, и Brent подешевела, хотя и в меньшем (на 15 %), объеме. Да, так называемый коэффициент лямбда, характеризующий соотношение Urals к Brent, теперь менее 0,89 несмотря на то, что содержание серы в ней больше не стало. Но думается, это временное явление.
Какова будет рыночная цена на нефть, не может более-менее спрогнозировать никто. Слишком много факторов неопределенности. Существенно увеличилась стоимость доставки, ввиду усложнившейся логистики и включения Азии, как транзитного пункта из поставки нефтегрузов из России в ЕС. Помимо роста фрахтовых ставок, есть физическая нехватка танкеров и еще большие проблемы со страхованием, которые усилятся с введением эмбарго.
Сильным дестабилизирующим фактором стали сообщения об ухудшении микробиологической обстановки в Китае, а это сегодня неверно самый сильный драйвер экономики, тем более, учитывая его политику нулевой толерантности к вирусу.
Но можно с высокой долей уверенности сказать, что нефтяной рынок будет долго лихорадить. Каким он станет, можно только догадываться. В любом случае, мы прекрасно знаем, что и Иран и Венесуэла давно находятся под нефтяным эмбарго, но понемногу продают свою нефть, без публикаций ярких цифр на обложках таблоидов. Находятся и суда. А судя по тому, что недавно ряд высокопоставленных чиновников России, встречались с главой иранского центрального банка Али Салехабади и заместителем министра экономики Али Фекри, можно ожидать, что Россия внимательно изучит тот опыт, который накопил Иран в ответной борьбе с "безумным гегемоном". И судя по росту экономики в 4 процента только за последний финансовый год (по данным Всемирного банка), чувствует себя экономика Ирана неплохо.
В любом случае, стоимость нефти в долгосрочной перспективе вырастит и в этом мало кто сомневается. Таким образом, сформируется два "параллельных" рынка нефти. Тех кто присоединится к соглашению и стоимость нефти для них в итоге станет высокой, и тех, которые будут покупать у России за ту стоимость, по которой они договорятся. И которая будет выгоднее мировой рыночной.
Уже сейчас мы видим интересные перемены на рынке перевозок нефтепродуктов. Существенно увеличились заявки на проход через Порт-Саид. А это значит, что кто-то собирается после декабря очень много вывозить (ввозить) из Индии, Китая. Уже сейчас Индия является крупнейшим покупателем российской нефти, которую уже в виде нефтепродуктов продает в ЕС. А значит российская нефть все также будет попадать в ЕС, но оставляя без работы европейские НПЗ.
Про "теневой флот" я уже не пишу. Это "тень" любых санкций.
Что касается такого сложного, уязвимого рынка как нефтяной, то ЕС следовало бы задуматься, что любой рынок действует предсказуемо только в нынешних парадигмах. Мы помним как изменилось все со взрывами на СП-2, в пользу сжиженного газа. И с такими "революционными методами" нужно быть очень осторожными.
Можно вспомнить, что авария в Суэцком канале с контейнеровозом Ever Given составила суммы в 9,6 млрд долл. в день. Мы помним, как воткнулся в 1966 году "Торрей Каньон" в побережье Великобритании на 12 суток, с розливом 120 тонн кувейтской нефти. Или столкновение «Atlantic Empress» и «Aegean Captain» в Карибском море в 1979 году, в результате чего, один еще удалось спасти, а вот первый отбуксировали за 300 миль от берега и затопили. Или греческий танкер "Prestige" с партией мазута, перевозимого из Санкт-Петербурга в порт Гибралтар, когда в корпусе образовалась трещина в 35 метров, из которой вытекал продукт со скоростью 1000 тонн в сутки. Ущерб от аварии составил тогда 4 млрд евро.
Каким станет страхование таких рейсов, если такое вдруг (или не вдруг) произойдет вновь? Какой станет итоговая стоимость перевозки и как среагирует весь рынок в целом?
Не думаете же вы реально, что события на СП-2, это конец противостоянию?
Не выпускает ли Запад из бутылки джина, который может существенно преобразовать весь наш мир, если вот так бессмысленно исполнять все, на что тебя толкают те, кто в итоге и получит весь профит?
Ведь танкер не менее уязвим чем газопровод. И с санкциями можно ведь и "перемудрить".
Ведь "если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно"? А ведь танкер - это тоже звезда. Некоторые даже так называют:
Может поэтому Бывший министр финансов США Стив Мнучин оценил, предложение ограничения цены так, - “оно не только невыполнимое, я думаю, это самая нелепая идея, которую я когда-либо слышал”.
И думаю, он прав.
Спасибо за прочтение, благодарю за "лайки".
Традиционно понедельник - среда - пятница, приглашаю к прочтению новой публикации.
Подписывайтесь на канал, оставайтесь с нами, давайте размышлять вместе.
Если вы, вдруг не обнаружите канал в "подписках", найдите его через поисковик, переподпишитесь и сообщите мне. Такое, к сожалению, бывает.
Особое спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.
Не прощаемся.
Всегда с вами. Ваша Алич.