Найти тему

Зачем России Севморпуть: почему в него вкладывают миллиарды и строят ледоколы

Photo by NOAA on Unsplash
Photo by NOAA on Unsplash

В 2022 году в нашей стране отмечается 90-летие Северного морского пути. Эта крупная и тяжело доступная судоходная транспортная артерия до сих пор является жизненно важным коридором для многих миллионов людей, проживающих в районах Крайнего Севера России и не только.
Севморпуть (СМП) считается самым коротким маршрутом из Европы в Азию. Он берет свое начало в незамерзающем порту Мурманска, после чего почти на 5600 км проходит через пять морей Северного ледовитого океана — от Карского пролива до чукотской бухты Провидения. Именно по этому пути попасть, например, из Санкт-Петербурга во Владивосток, можно, преодолев порядка 14 тыс. км. И это почти вдвое меньше по расстоянию, чем если это делать, проходя через египетский Суэцкий канал, где еще существует опасность пиратского столкновения. Здесь наша экономия в вопросах безопасности, а также сокращения времени в пути и топливного ресурса становится совершенно очевидной.

Как было раньше?

Если сейчас ледоколы в Арктике стали обыденностью, то раньше преодоление льдов Северного морского пути было сродни полету на другую планету. Впервые использовать этот участок между Европой и Азией еще в 1525 году предложил русский дипломат и богослов Дмитрий Герасимов. В разное время покорить СМП пытались и английские, и шведские, и русские мореплаватели. Впервые же преодолеть льды за одну навигацию удалось только советским исследователям в 1932 году. Тогда экспедиция ледокольного парохода «Александр Сибиряков» под руководством географа Отто Юльевича Шмидта преодолела путь от Архангельска до Берингова пролива. В этом же 1932 году в СССР создается и Главное управление СМП. Вслед за этим в 30-х гг. XX века стартовали многочисленные экспедиции на пароходе «Челюскин», навигация на ледорезе «Литке», дрейф на ледоколе «Георгий Седов». Началось строительство полярных станций и, естественно, изнуряющие зимовки.
В палатках полярников тогда элементарно не было даже печек, согревались керосиновыми лампами или примусами для приготовления пищи. При этом температура в палатке не поднималась выше 10 градусов, поэтому часто люди спали в шерстяной одежде или в спальных мешках из волчьего меха. И, да, в те годы именно в этом была какая-то своя романтика. Граждане Советов практически безвозмездно ехали сюда за большой идеей освоения Севера.

Что сейчас?

Современные же технологии освоения СМП шагнули далеко вперед, однако подход к этому до сих пор остался государственным. Так, уже в этом году в свою первую экспедицию должна отправиться уникальная самодвижущаяся платформа «Северный полюс». Она будет работать в формате дрейфующей лаборатории с тем, чтобы обеспечить широчайший комплекс научных исследований, начиная от донных отложений и льда и заканчивая атмосферой.
Ледокол «Сибирь», спущенный на воду в 2017 году, — последнее слово в судостроении, которому по зубам не только трехметровый лед. На судне построена большая балластная система, позволяющая динамически изменять свое водоизмещение. В 2016 году с заводских стапелей сошел гигантский атомоход «Арктика». На очереди — ледоколы «Урал», «Якутия» и «Чукотка». На каждом таком судне будет по два компактных реактора. Для обеспечения беспрерывного несения вахты, топлива в таких ледоколах хватит не менее чем на 7 лет.
Интересно, что с 1 августа в структуре компании «Росатом» учредили федеральное государственное бюджетное учреждение «Главное управление Северного морского пути», сконцентрировав ключевые управленческие полномочия судоходством в акватории арктической транспортной артерии в руках Госкорпорации. При этом главным на сегодня пользователем СМП является предприятие «Норникель», обеспечивая доставку добываемых металлов на большую землю из труднодоступных северных регионов.
Согласно «Плану развития Северного морского пути до 2035 года» в ближайшие 13 лет в инфраструктуру СМП инвестируют около 1,8 триллиона рублей. На этом фоне Россию не пугают никакие западные геополитические санкции. Уже к 2024 году планируется обеспечить грузооборот по Севморпути в объеме до 80 млн. тонн с 130 единицами грузовых судов класса «Ледокол», а к 2030 году и вовсе перейти на круглогодичную навигацию. Тем самым ожидается сократить время прохождения Северного морского пути всего до 10 суток! Более того, к 2035 году Российская Федерация ожидает на СМП ажиотажный рост грузопотока на уровне свыше 200 млн. тонн в год. И все это в сегодняшних реалиях действительно в наших силах.

Сергей Стеценко

Зачем России Севморпуть: почему в него вкладывают миллиарды и строят ледоколы - Генвосток Медиа

#ледоколы

#росатом

#севморпуть

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц