300 подписчиков

КОМПОЗИЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Писатели, поэты, живописцы, скульпторы в процессе твор-
чества выражают свои мысли и чувства разными способа-
ми. Писатели — ярким словом, композиторы — гармонией
звуков, художники — линией, формой, цветом.
Маяковский говорил, что ради одного хорошего, на-
стоящего слова приходится затрачивать «тысячи тонн сло-
весной руды», И действительно, только небольшая часть передуманно-
го. пережитого, перечувствованного, отобранная взыскательным и бес-
пощадно требовательным к себе художником, найдет место в будущем
произведении. Но эта малая часть и есть душа произведения, форми-
рующая и определяющая художественный образ, то есть самое главное,
самое заветное, драгоценное, без чего произведение становится ремес-
ленной поделкой.

При сильном желании и упорстве можно научиться правильно сри-
совывать и списывать все, что окружает человека. Но только копиро-
вать действительность (хотя это тоже нелегко) еще не значит стать
художником. Настоящий художник — это гораздо больше и выше.


(Стать художником трудно. Искусство требует всего человека и на всю
жизнь. Внутренняя творческая работа не оставляет художника ни на
минуту, сопутствует ему всегда и везде. Она не знает выходных дней
и отпусков. Художник не перестает трудиться, идя по улице, проезжал
в трамвае, разговаривая с людьми, наблюдая природу. Как трудолюби-
вая пчела, везде и всюду собирает он материал для будущих произве-
дений, собирает не от случая к случаю, а постоянно, и не делать этого
не может.

В процессе работы художник, когда ему нужно, из запаса накоплеи-
ных наблюдений и впечатлений отбирает необходимые ему в конкрет-
ном случае образы, которые являются материалом будущей картины.

Писатели, поэты, живописцы, скульпторы в процессе твор-
чества выражают свои мысли и чувства разными способа-
ми.

Моя задача заключается в том, чтобы кратко рассказать, что такое
композиция в живописи.

Композиция * самое сложное понятие в изобразительном искусст-
ве. Композиция — сущность творчества. Она решает качество произве-
дения, степень его воздействия на зрителя. Ничто так в живописи не
связано с идеей, замыслом, сюжетом картины, как композиция. Нет
другого способа для художника выразить свою мысль, идею, сделать
это понятным для зрителя, значительным и художественным.

Так же, как безгранично, подобно жизни, искусство, так и вопросы
композиции чрезвычайно сложны и многообразны. Они жизненны толь-
ко при определенных условиях и обстоятельствах создания художест-
венного произведения (идея, тема, конкретный сюжет, время, количе-
ство фигур), соединенных каждый раз тонко и сложно, и поэтому
упрощаются и мертвеют, зачастую легко превращаются в схоластику,
если механически применять к ним логические законы и рассуждения.

Писатели, поэты, живописцы, скульпторы в процессе твор-
чества выражают свои мысли и чувства разными способа-
ми.-2

Вопросы композиции в живописи трудно перевести на язык слов
еще и в силу специфики самого искусства живописи, искусства, кото-
рое основано на показе явлений и фактов действительности, прелом-
ленных через творческое сознание художника и вновь возвращенных в
‘действительность.

Хороша или плоха картина, может судить всякий по мере своего
разумения. А вот хороша или плоха композиция картины, могут ска-
зать только знающие мастера и тонкие знатоки. Они могут вынести
безошибочное заключение о том, что в композиции хорошо и что пло-
хо на основании внутреннего художественного чутья, которое возни-
кает из трудового и творческого опыта, общей культуры, из пройденной
школы, из воспитания художественного вкуса. Но и они иногда не на-
ходят достаточно подходящих слов для объяснения того, почему плоха
или хороша композиция. Когда я беседовал с художниками — мастера-
ми своего дела, я часто замечал, что они, стараясь объяснить законы

и правила композиции словами, испытывали большие затруднения и
невольно привлекали язык метафор. По-видимому, это происходит по-
тому, что искусство в большой мере дело чувства, и для многих худож-
ников знания композиции имеют особые свойства, являясь скорее след-
ствием особого дарования, «композиционного чутья», если можно так
выразиться. По этой самой причине и обучение изобразительному ис-
кусству заочно очень сложно, так как многие задачи решаются исклю-
чительно наглядным показом. Естественно, что я в своей статье ставлю
скромную задачу: на основании своего художественного и педагоги-
ческого опыта поделиться своими наблюдениями и высказать лишь не-
которые мысли о композиции.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.6_-1963г#Попрограммехудучилища#композиция