Не верьте, что это топ за свои деньги.
Если вы сейчас хотите купить новый автомобиль из салона, на более-менее адекватных условиях остаются лишь Lada и китайцы. Остальные бренды или продают остатки по заоблачным ценам, или идут по параллельному импорту без гарантий.
Покупать Lada за 2+ млн рублей – своеобразное решение, ведь еще год назад эти же модели стоили в два раза дешевле. Логично, что на этом фоне китайские автомобили выглядят прекрасным решением: они неплохо смотрятся, у них приличное оснащение, да и вообще – это же иномарка. Но у китайских авто хватает нюансов – их сегодня и рассмотрим.
Немного истории
Если говорить про китайцев начала века, иначе как исчадием автомобильного ада назвать их сложно. Ужасный ржавеющий металл, жуткое качество всех элементов, неудачно скопированный дизайн – просто мрак. Кое-какую конкуренцию можно было составить разве что разваливающимся старым «Жигулям».
В десятых же годах китайские автопроизводители решили, что пора бы развиваться. Сейчас видно, что они совершили огромный рывок с линейками принципиально новых моделей. Geely купил Volvo и стал заимствовать у них технологии, другие начали нанимать европейских специалистов и так далее. В итоге сейчас у китайцев и привлекательный (по крайней мере для народа) дизайн, и куча разных опций и электроники, и относительно качественный металл с оцинковкой. Про качество металла интересно рассказывают тут.
На руку китайцам сыграли чуть ли не все мировые события последних лет. Сначала был дефицит полупроводников, из-за которого все другие автопроизводители испытали серьезные сложности, потом логистический коллапс, затем спецоперация и санкции. В итоге китайцы стали по сути монополистами на рынке новых иномарок в России. А что же плохого в китайцах? Давайте разбираться!
Продукт еще сыроват
Многие люди, которые имели опыт езды на нормальных автомобилях, сразу отмечают в китайцах неудобную эргономику, дешевизну материалов, своеобразные ощущения от езды, несогласованную работу агрегатов и много других нюансов.
Где-то у руля неудобный вылет, который не отрегулировать, где-то неудобные рычаги, где-то сиденье с кривым наклоном, а где-то тупящая коробка. В каких-то моделях коврики скользят по полу, страдает плавность хода, плюс раздражает миллион других мелочей.
Естественно, сразу сделать хороший автомобиль не получится ни при каких обстоятельствах. Нужны долгие годы, чтобы постепенно дорабатывать такой технически сложный продукт и доводить его до совершенства во всех компонентах. Время пока играет не на китайцев – большинство их автомобилей выглядит круто только на плакатах.
Надежность под сомнением
Пока что о безопасности и долговечности нельзя ничего сказать наверняка. Понятно, что первые 2-3 года любой современный автомобиль будет проезжать вообще без особых проблем, а если что – сработает гарантия.
Но что будет происходить с китайцами дальше – загадка, ведь опыта пока нет. У всех новых авто из Поднебесной минимальные пробеги. На портале автолюбителей Drive2 чуть ли не половина постов про китайцев написана в духе «ура, купил новый авто» или «еду ставить на учет» или «первое ТО».
Уверен, что начиная с пробегов 150+ тысяч км восторженная тональность постов куда-то уйдет. Непременно начнут проявляться проблемы с моторами, коробками и всем электронным оснащением. Зато дилеры заманивают гарантией от 3 до 7 лет – трудно не повестись.
Ограниченный выбор
Допустим, вы хотите седан. Или купе. Или что-то озорное и спортивное. Тогда вам точно не в китайский автосалон.
Почти все китайцы – овощные спокойные кроссоверы. Забавно, что некоторые люди чипуют их и думают, что теперь китайская ракета станет еще круче. Жаль, что при этом не прибавится ни управляемости, ни спортивного нрава – лишь увеличатся нагрузки на агрегаты, надежность которых и так пока что под большим вопросом.
В общем, если вам нужен аналог Hyundai Creta или около того, китайцы для вас. Если нет – выбирайте что-то среди других брендов.
Вы будете ездить на ноунейме
У китайцев нет истории, философии и мощного посыла. Например, BMW – с удовольствием за рулем, Mercedes – максимальная солидность и престиж, Toyota – надежность. Короче, заслуженная репутация и богатый бэкграунд.
А Chery – это что? Чем он цепляет струны души автолюбителя? Тем, что он просто есть в наличии в автосалоне? В общем, это не тот автомобиль, который хочется купить. Это просто машина, которую берут лишь потому, что она доступна и выбора нет. Бонус – смешные названия, высосанные из пальца. Haval, Geely, Dongfeng, Lifan, Changan, JAC, GAC, FAW, EXEED, Omoda и тому подобное. Что они значат – никто не знает. Всем просто плевать.
Сомнительная репутация на мировом рынке
Да, китайцы на фоне остальных новых иномарок в России кажутся недорогими. Но стоит помнить, что низкая цена никогда не возникает просто так – она всегда обусловлена себестоимостью и экономией на производстве и других аспектах.
Посмотрите на мировой рынок – даже в Китае их автомобили не занимают лидирующие позиции, уступая европейцам и японцам. А в Европе и Америке китайцев вообще нет. У нас же из-за уникальной ситуации на рынке люди начинают покупать китайские авто за неимением выбора. Плюс огромные вложения в развитие дилерских сетей и рекламу постепенно делают свое дело.
Но вот вам еще один важный нюанс. На самом деле в России тоже нет взрывного роста востребованности китайцев – просто другие авто стали покупать значительно меньше, поэтому процентное соотношение поменялось. Если вам интересна статистика продаж в России и других странах – добро пожаловать сюда.
Сложности с запчастями
Типичная неприятность для новых автомобилей на рынке – проблемы с поиском запчастей. Конечно, фильтры, тормозные колодки и прочие расходники найти не составит труда, но если предстоит ремонт посложнее (например, после ДТП), вас ждет увлекательный квест.
Многих запчастей нет в наличии. Их придется заказывать и ждать. Да и цена будет разочаровывающая. К тому же мало кто умеет правильно подбирать запчасти – не для всех китайцев есть нормальные каталоги, как для других более привычных брендов. Так что лучше ездить максимально аккуратно.
Они не такие уж дешевые
В этом году китайцы уже подорожали на 25-50%. На это жалуются даже дилеры. Кроссовер Geely Tugella, например, сейчас обойдется примерно в 4 млн рублей. Лично я бы вместо него за такие деньги взял 2-летний BMW X4 или 3-летний Lexus RX. Так что нам предстоит нелегкий выбор – либо поверить в китайский автопром, либо отказаться от предубеждений по поводу подержанных авто. Мне гораздо ближе второй подход: в китайцев я пока верю с огромным трудом.
Взял BMW за миллион рублей. Плюсы и минусы за полгода езды