Найти тему

Авиация и рекорды. XI

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Впервые ракеты класса «воздух-воздух» на­чали широко применяться в воздушных боях самолетами 7-ой истребительной группы 3-го авиаполка люфтваффе в конце 1944 г. — начале 1945 г. Это были неуправляемые реактив­ные снаряды R4M калибра 55 миллиметров с раскрывающимся оперением. 24 такие ракеты размещались в контейнерах под крыльями ис­требителей Мессершмитт Ме-262А-1b. Прицели­вание осуществлялось посредством стандартно­го авиационного прицела. Особенно эффектны были НУРСы при ведении залпового огня по крупным соединениям бомбардировщиков В-17 «Флаинг Фортресс» и В-24 «Либерейтор».

Первой американской зенитной управляе­мой ракетой класса «поверхность-воздух» была ракета Уэстерн Электрик SAM-A-7 «Найк- Аджакс», разработку которой начала в 1945 г. фир­ма «Белл Телефоун Лэбораториз». Прежде чем новые ракеты поступили на вооружение, было сделано более 1500 пробных пусков. К 1959 г. в зенитные подразделения армии США поступило 10000 ракет этого типа. В 1959-1960 г. г. на смену им пришли ракеты «Найк-Геркулес».

Первый запуск советской баллистической ракеты состоялся 30 октября 1947 г. на полиго­не в Казахстане, где проводились испытания пе­ределанной немецкой ракеты V-2. (В конце вто­рой мировой войны советские войска захвати­ли секретный ракетный центр немцев в Пенемюнде вместе с ракетами и технической доку­ментацией.) V-2 легла в основу первой советской баллистической ракеты, созданной Сергеем Ко­ролевым и обладавшей дальностью полета 900 километров. Первый пробный запуск ракеты, названной «Победа», состоялся в 1948 г., а в 1950 г. «Победа» пошла в серийное производство. В вой­сках НАТО она получила кодовое наименование «Шайстер». В 1949-1952 г. г. начались эксперимен­ты по выводу на орбиту вокруг Земли живых су­ществ, в ходе которых ракеты «Победа» старто­вали с собаками на борту. Удачный запуск пер­вой советской межконтинентальной баллисти­ческой ракеты состоялся в августе 1957 г.

Первым американским турбовинтовым са­молетом (с комбинированной силовой установ­кой) был истребитель сопровождения Консолидейтед ХР-81, прототип которого совершил пер­вый полет 7 февраля 1945 г. Этот самолет был оснащен обычным турбовинтовым двигателем, приводившим в действие тянущий воздушный винт, и турбореактивным двигателем, установ­ленным в задней части фюзеляжа.

Первым турбореактивным истребителем, поступившим на вооружение ВВС США и авиации сухопутных войск США, был Локхид Р-80 (позже F-80) «Шутинг Стар». Опытный самолет ХР-80 (44-83020) совершил первый по­лет 8 января 1944 г. И хотя «Шутинг Стар» не ус­пел принять участие во второй мировой войне, он успешно использовался авиацией США во время корейской войны.

Первое крупное морское сражение в войне на Тихом океане, которое ярко продемон­стрировало боевую мощь ударных авиа­носных группировок, вошло в историю под названием битвы за Мидуэй и состоялось 3-7 ию­ня 1942 г. В ходе первого массированного нале­та эскадрильи пикирующих бомбардировщиков, поднятые в воздух с американских авианосцев «Энтерпрайз» и «Йорктаун», атаковали японские корабли сразу со всех направлений, стремясь нарушить систему их обороны, и нанесли сокру­шительные удары’ по японским авианосцам «Акаги», «Кага» и «Сорю». Спустя всего несколько ми­нут после начала атаки они были охвачены ог­нем и выведены из строя. Из-под удара ушел толь­ко авианосец «Хирю», находившийся в несколь­ких милях от основной группы японских кораб­лей. Однако в течение следующих двух часов он был обнаружен самолетами-разведчиками с «Йорктауна» и выведен из строя пикирующими бомбардировщиками, поднявшимися с авианос­ца «Энтерпрайз». Но до этого «Йорктаун» полу­чил серьезные повреждения, подвергшись атаке пикировщиков с авианосца «Хирю», а несколько позже, во время буксировки для ремонта на Га­вайи, был потоплен японской подводной лодкой 1-168. Потерпев поражение в битве за Мидуэй, японский флот упустил также и стратегическую инициативу. В этом сражении Япония лишилась не только четырех из шести ударных авианос­цев, но и большого числа опытных летчиков морской авиации.