Найти тему
СберБизнес

Пять ниш для бизнеса в 2023 году

Оглавление

В сегменте малого и микробизнеса сегодня работает свыше 13 миллионов россиян, или около 6 миллионов индивидуальных предпринимателей (ИП) и компаний. Более половины из них занимаются розничной или оптовой торговлей. Мы собрали несколько перспективных ниш для бизнеса — от торговли до онлайн-образования, — интерес к которым будет расти в 2023 году на фоне изменения спроса и потребительских привычек в стране.

Одежда

Одежда нужна всегда и всем, в любой экономической ситуации. После ухода зарубежных брендов на российском рынке моды освободилась доля 13,5%, оценивают в Национальной технологической инициативе (НТИ), а к 2030 году число отечественных брендов в сегменте будет превышать 50%. Для сравнения: по данным Infoline, в 2021 году доля зарубежных марок в стране составляла почти 90%.

О тренде на развитие российских брендов косвенно говорит и увеличение производства и спроса на ткань из химических волокон в стране. Минпромторг ожидает, что к 2025 году локальное производство будет обеспечивать до 60% сырья.

Открытие собственной розничной точки может стоить менее миллиона рублей. Например, инвестиции в открытие одёжного магазина по франшизе от малоизвестного бренда начинаются от 900 тысяч рублей, указано на сайте Franshiza.ru, а запустить точку под собственной маркой можно дешевле. Однако в этом случае понадобится придумать себе название и определиться с форматом работы, поставщиками и будущей аудиторией.

Тем, кто хочет запустить свой fashion-бренд, придётся заняться производством одежды самостоятельно или на партнёрских фабриках, а готовую продукцию продавать оптом.

Регина Листопад, основательница марки True Love Story, считает, что для запуска оптовых продаж достаточно создать простой лендинг за 10–15 тысяч рублей, настроить CRM на минимальном тарифе и принимать заявки от клиентов самостоятельно. Разница в оптовой и розничной стоимости одежды варьируется в пределах 30–50%.

При создании своей фабрики по пошиву одежды можно оптимизировать расходы и минимизировать риски с помощью сервиса Моя бухгалтерия Аутсорсинг. Этот инструмент позволяет вести на аутсорсе бухгалтерию, налоговый, кадровый учёт и рассчитывать зарплату своим сотрудникам. Подключите Моя бухгалтерия Аутсорсинг сейчас и получите три месяца бухгалтерского обслуживания по цене одного на любой тариф.

Мебель

-2

Перераспределение спроса на мебельном рынке будет одним из самых заметных — в стране освобождается доля более 20%. И её будут осваивать российские компании.

Потенциальная проблема — рост себестоимости конечной продукции из-за подорожания ДСП и фурнитуры, но достаточно будет учитывать этот факт при организации производства.

В России сегодня существует множество фабрик и производителей, оказавшихся без привычного канала сбыта. С разной степенью успеха они выходят на маркетплейсы, но потребители пока растеряны и ищут, чем бы заменить любимые предметы интерьера с непроизносимыми названиями.

Самое время предложить альтернативу. По словам основателя мебельной фабрики «Триана« Алексея Тригубовича, на запуск своего производства может уйти около 6 млн рублей, а наладить процесс будет несложно. За основу можно взять любую ходовую модель, например журнальные столики, разработать собственный дизайн или повторить успешный формфактор конкурентов и выставить тестовый продукт на продажу на маркетплейсе, чтобы проверить спрос.

Серийное производство мебели лучше всего подходит при работе с корпоративными заказчиками, которые ориентируются в первую очередь на цену и функционал. Делать мебель для дома на заказ рентабельнее и интереснее, объясняет Алексей Тригубович. Дизайн, эргономика, эстетика в данном варианте более приоритетны.

Напитки и фудтех

На первый взгляд, доля импорта безалкогольных напитков достаточно мала. Но крупнейшие игроки — PepsiCo и Coca-Cola — занимали более 11% всего ассортимента. После объявления марок об уходе с рынка на полках российских супермаркетов появились десятки альтернативных предложений — от Funky Cola до более экстравагантной «Коми Кола». Проще говоря, уход брендов может изменить структуру этого рынка, но не объём. Российские предприниматели используют возможность и предложат потребителю альтернативу привычным напиткам, особенно если новый продукт не будет ещё одной копией Coca-Cola.

Попробовать свои силы может и малый бизнес. Однако вместо копирования вкусов известных конкурентов потребителям можно предложить альтернативную продукцию, ведь вкусовые привычки меняются.

Например, разработать уникальные рецепты, использовать неожиданные ингредиенты или создать рецепт при помощи нейросети. Разумеется, сначала надо опросить фокус-группу и только потом выводить новый продукт на рынок.

Корма для животных

-3

Несмотря на невысокую долю импорта в сегменте, в неё входили специализированные корма из стран ЕС, продажи которых формировали значительную часть всех доходов зоомагазинов. Поставки этой продукции в Россию были затруднены из-за возросших цен на логистику, и потребители вынуждены искать замену пропавшим с полок магазинов маркам.

Логистические трудности решаются поиском альтернатив среди российских производителей. Всё же корма для животных делают на основе субпродуктов — недорогого и достаточно распространённого сырья. Его в избытке у любого животноводческого комплекса.

Господдержка здесь может быть как прямая — пакет мер для малого бизнеса и поддержка инноваций, — так и косвенная. Так, если вы будете производить корма для сельскохозяйственных животных, ваши потенциальные клиенты смогут получить субсидии для их приобретения.

Онлайн-образование

Крупнейшие зарубежные проекты, испытывая трудности с получением денег от российских пользователей, объявили об уходе с этого рынка. Но потребность в обучении у россиян никуда не делась.

Импортозамещение требуется на нескольких уровнях. Это и сам контент, но главное — технологии для его распространения. Пользователям иностранных продуктов — таск-менеджеров, обучающих платформ, программ для проведения видеоконференций — приходится переходить на российские сервисы. Победит тот, кто предложит наиболее адаптированные и удобные решения первым.

Создание обучающего контента также может стать отдельным бизнесом. По итогам 2021 года траты россиян на дистанционные занятия уже превысили расходы на очное дополнительное образование. И расходы жителей страны на освоение новых специальностей продолжат расти вместе со спросом на удалённо работающих сотрудников. Подробнее о том, как выбрать нишу и создать собственный онлайн-курс, читайте в обзорном материале.

Субсидии и льготы

Для тех, кто только планирует заняться бизнесом или уже развивает свою компанию, существуют различные преференции и возможности.

Например, государство активно помогает российским разработчикам — от предоставления льготных кредитов до косвенной поддержки. Так, школам запрещено закупать иностранное программное обеспечение при наличии российских аналогов.

Кроме того, правительство мотивирует компании, занимающиеся выпуском инновационной или высокотехнологичной продукции. Такие предприниматели могут претендовать на отдельные меры поддержки и до 2024 года брать кредиты по льготной ставке до 3% годовых.

Те, кто планирует создать собственное производство, могут воспользоваться программой правительства Московской области, которое предлагает предпринимателям землю в аренду по ставке 1 ₽ за 1 квадратный метр в год.

Подробнее о мерах поддержки, которые существуют для малого бизнеса, читайте в обзорном материале.