Фильм Никиты Михалкова, который сначала обругали, а потом зачислили в классику

«Несколько дней из жизни И. И. Обломова» — это не полноценная экранизация романа И. А. Гончарова, а, скорей, фрагментарное изложение основных событий. Авторы фильма Никита Михалков и Александр Адабашьян намеренно отказались от массы второстепенных героев, чтобы сосредоточиться на основных.

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

В конце семидесятых киноизложение классики было всё ещё в моде. Но в кинематографическом мире уже

было принято придерживаться новой тенденции: погружаясь в мир классической литературы, переосмысливать её для экрана, привносить собственный, режиссёрский, авторский взгляд

на произведения, всем известные с детства. И у самих киношников, и даже у зрителей накопилась некоторая усталость от классических в прямом понимании слова экранизаций, когда режиссёры создавали картины, чуть ли не дословно следуя источнику. У Михалкова и Адабашьяна опыт работы переосмысления уже был: в 1977 году вышла «Неоконченная пьеса для механического пианино», основанная на произведениях Чехова. Собственно, как раз во время тех съёмок и появилась идея о рождении кинематографического Обломова.

Опасений, что сценарий могут не утвердить, не было, ведь роман Гончарова входил в школьную программу, а значит, никакой крамолы там быть не могло.

Михалков и Адабашьян засели в Пущино и начали писать. Как у них часто бывало, роли писались под конкретных исполнителей.

У Никиты Михалкова уже был свой актёрский пул, группа, с которой он привык работать и которая понимала его с полуслова. Так, образ деятельного Андрея Штольца изначально предназначался Юрию Богатырёву, которого Никита Михалков считал своим талисманом. Собственно, открыл для кино актёра именно Михалков, и всякий раз он находил для него роли в собственных картинах. Кстати,

для Юрия Богатырёва роль Штольца была своего рода ролью на сопротивление. Артисту не была близка натура энергичного персонажа, он не разделял его практичности, рациональности, рассудительности.

Богатырёв считал, что в нём больше от Обломова, чем от Штольца, но всё равно без колебаний согласился на съёмки. Отчасти потому, что хотел разнообразить палитру образов, но ещё и потому, что решил изобразить Штольца не просто человеком дела, а человеком, в котором за порой чрезмерным рационализмом скрывается неимоверная чувственность.

Кадр из фильма. Юрий Богатырёв
Кадр из фильма. Юрий Богатырёв

Роль Обломова получил Олег Табаков. О таком приглашении речь шла ещё во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино», так что актер был готов. К тому же, как он сам рассказывал, к Обломову он шёл много лет:

он неоднократно играл на сцене в постановках «Обыкновенной истории» того же Гончарова и не просто знакомился с миром писателя, а всерьёз в него погружался.

В «Нескольких днях из жизни И. И. Обломова» Табаков создал образ, отличный от всем привычного. Если традиционно Обломова изображали слегка гротескно, на первый план выпячивая его ленность, то Никита Михалков и Олег Табаков выбрали другое решение. У них

Обломов — фигура почти трагическая, человек, зазря тратящий талант,

эдакий русский Гамлет, который тоже решает вопрос «быть или не быть?» и расплачивается за выбранный путь собственной жизнью. Но, конечно же, вклад в роль внесло и личное обаяние Олега Табакова, поэтому его Обломов всё-таки более симпатичный, чем книжный персонаж, и, возможно, даже более близкий большинству читателей и зрителей.

Фото со съёмок. Олег Табаков
Фото со съёмок. Олег Табаков

Роль Ольги Ильинской отдали ещё одной постоянной участнице «михалковской» труппы — Елене Соловей. И она тоже без колебаний влилась в съёмочную группу, отлично зная, что вокруг собралась компания единомышленников. Также в фильме появились Евгения Глушенко, Евгений Стеблов, Олег Басилашвили,Николай Бурляев, Эрнст Романов, Павел Кадочников. В небольших ролях снялись Любовь Соколова и Нонна Терентьева, а текст от автора читал Анатолий Ромашин.

Но, пожалуй, отдельно стоит ещё отметить слугу Обломова. Сыграл Захара Андрей Попов, актёр уже возрастной и очень опытный. Андрею Попову часто предлагали персонажей аристократичных, статусных, серьёзных. Михалков же рискнул сделать из актёра типичного человека из народа, не самого сообразительного и тоже довольно ленивого, как и хозяин.

Фото со съёмок. Никита Михалков и Андрей Попов
Фото со съёмок. Никита Михалков и Андрей Попов

И артист даже в такой роли был великолепен и продемонстрировал, что ему по плечу абсолютно всё. К сожалению, для Андрея Попова эта роль стала одной из последних.

Кадр из фильма. Андрей Попов
Кадр из фильма. Андрей Попов

А вот для маленького Феди Стукова она стала успешным дебютом, и позже Федя ещё раз снимется у Михалкова, а повзрослев, станет актёром и режиссёром. Кстати, Обломова в детстве сыграл тоже дебютанат, 8-летний Андрей Разумовский. Мальчик был из кинематогрфической семьи: его отец — режиссёр Андрей Разумовский, а мама — актриса Надежда Репина. В будущем Андрей тоже связал жизнь с кино.

Снимали «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» в Пущино. Там группа провели часть лета 1978 года.

Затем кинематографисты на месяц перебрались в Киев, а потом пришлось сделать перерыв, поскольку требовалась зимняя натура. В это время меньше чем за месяц Михалков снял драму «Пять вечеров». Взялся режиссёр за неё лишь потому, что не хотел распускать актёров, которые ему были нужны для продолжения работы над «Обломовым».

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Ну а декабре актёры поехали в Ленинград, где в пустовавшем доме 119 на канале Грибоедова оборудовали квартиры Обломова и Ильинской. Работа в интерьерах была такой тщательной, что коллеги по цеху могли бы позавидовать.

Художники во главе с Александром Адабашьяном не только подобрали мебель и аксессуары, включая тарелки, статуэтки, лампы, часы, но даже завешивали углу паутиной и посыпали предметы пылью, чтобы подчеркнуть затхлость обломовского жилища

(и пусть такие мелочи зрители не всегда и замечали, зато актёры полностью переносились в прошлое и чувствовали себя его героями).

Фото со съёмок. Александр Адабашьян и Никита Михалков
Фото со съёмок. Александр Адабашьян и Никита Михалков

К весне 1979 года отснятый материал отдали монтажёрам. Но уже тогда

на будущую картину почему-то ополчились чиновники, критики и литературоведы. Любопытно, что одной из претензий цензоров было использование в финале духовной музыки, написанной Сергеем Рахманиновым.

Цензоры наотрез отказались выпускать фильм с таким сопровождением. В ответ упёрся уже Михалков и ультимативно заявил, что либо картина выходит с отрывком Рахманинова, либо не выходит никак. Срывать план киностудия не могла, так что вынужденно согласилась с Михалковым.

Однако из-за всех этих перипетий ещё до выхода лента обросла негативом, поэтому изначально её стали показывать лишь в провинциальных кинотеатрах. Это было странно:

масштабная двухсерийная картина, снятая по мотивам классики режиссёром с именем, с участием знаменитых исполнителей оказалась даже не на втором, а на третьем плане.

Но зрители фильм приняли очень хорошо, поэтому о нём стали говорить всё громче. Через пару месяцев в прессе уже выходили хвалебные рецензии, но лишь к концу года «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» показали в Москве. Ну а дальше началось его поистине триумфальное шествие по кинотеатрам и кинофестивалям, а сегодня эта

очаровательная атмосферная история — несомненная классика советского кино, которая живёт и определённо будет жить ещё долго.

А ещё есть мнение, что «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» — это завершение михалковской эпохи в советском кино. Кинокритик Елена Стишова в своё время сказала о фильме так:

«Однако сам факт создания двух этих фильмов <«Несколько дней из жизни И. И. Обломова» и «Пять вечеров»> был чем-то вроде последнего штриха к портрету мастера. Мэтра. Кончился Никита Михалков, начался Никита Сергеевич. Без пяти минут "неприкасаемый", труднодоступный для журналистов, но ещё более желанный…».

А какой Обломов близок вам: книжный или кинематографический?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

Клуб «Советские фильмы»Добро пожаловать в Клуб «Советские фильмы»! Давайте обсуждать советское кино, вспоминать любимых героев, восхищаться актёрами и делиться цитатами. А ещё у меня есть подкаст про советское кино «Надо, Федя, надо!» https://music.yandex.ru/album/10774296 Присоединяйтесь! Roza.Alvadores@yandex.ru
69,8K подписчиков