В 1980 году Татьяна Лиознова готовилась к работе над «Карнавалом», но по ряду причин съёмки отложились. Чтобы не простаивать, режиссёр решила пока заняться другой картиной в необычном для себя жанре. Её заинтересовала пьеса, которая уже очень успешно шла в ведущих театрах страны, включая МХАТ и БДТ. Это была производственная драма «Мы, нижеподписавшиеся».
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Автором пьесы был драматург Александр Гельман. Он взял сюжет из реальной жизни.
Когда-то драматург сам работал на строительстве крупного завода и наблюдал там приписки и показуху, подхалимство и попытки умаслить высокопоставленных чиновников.
Позже из этих воспоминаний и родилась пьеса. Гельман же взялся и её для кино и написать сценарий. Кстати, Лиознову многие от постановки отговаривали: считалось, что
производственные драмы — жанр несколько проходной. Часто режиссёры брались за такие сюжеты в обмен на разрешение снять другие, более сложные ленты.
Но Лиознова была не тем человеком, которого легко сбить с пути. Она увидела в пьесе Гельмана серьёзную, актуальную историю, где персонажам приходится принимать непростые решения. И твёрдо стояла на своём: она будет ставить «Мы, нижеподписавшиеся».
С подготовленным сценарием Лиознова отправилась в Госкино. Но там идея ко двору не пришлась:
слишком уж острой показалась тема чиновникам и слишком уж знакомой она выглядела всё для тех же высоко сидящих чиновников.
Тогда режиссёр пошла в Гостелерадио. Телевидение в те годы считалось искусством куда менее влиятельным, чем кинематограф, поэтому там режиссёрам позволяли чуть больше и начальство смотрело на это сквозь пальцы. В кино же подобный либерализм был невозможен. К тому же
между главами Госкино Филиппом Ермашом и Гостелерадио Сергеем Лапиным существовало негласное противостояние и конкуренция, так что режиссёров, которым Ермаш отказывал, охотно принимали на тв.
А уже если речь шла о таком мастере, как Татьяна Лиознова, то даже не могло быть двух мнений: ей тут же дали зелёный свет. Ермаш, узнав об этом, попытался прикрыть фильм, запретив киностудии имени Горького, где планировалась работа, предоставлять Лиозновой помещения для съёмок. Но
«железная леди советского кино» обошла десятки кабинетов, провела часы за разговорами с чиновниками и добилась отмены запрета.
Когда утряслись оргмоменты, Лиознова пригласила актёров. От проб она отказалась, поскольку знала, что в кадре появятся актёры из «Карнавала»: Ирина Муравьёва, Клара Лучко и Юрий Яковлев. Компанию им составили Леонид Куравлёв, снимавшийся у Лиозновой в «Семнадцати мгновеньях весны», Аристарх Ливанов и Олег Янковский. Янковский уже в третий раз снимался в фильме по сценарию Гельмана и едва ли не впервые сыграл отрицательного персонажа, прожжённого пройдоху и весьма отталкивающего чиновника.
А в небольшом эпизоде появился в картине Иосиф Кобзон. Он сам попросился на съёмки и даже согласился сниматься на фоне туалета (из-за чего, впрочем, немного комплексовал). С Татьяной Лиозновой он познакомился ещё в начале семидесятых, когда она выбрала его для записи песен к«Семнадцати мгновеньям весны». Кстати,
эпизода с Кобзоном изначально в сценарии не было, его Александр Гельман дописал уже позже по просьбе Татьяны Лиозновой.
Подготовленную картину Лиознова повезла в Гостелерадио на утверждение. Цензоры составили целый список претензий, но режиссёр с такой яростью отстивала каждый эпизод, что в итоге критики махнули рукой и разрешили выпустить «Мы, нижеподписавшиеся» с минимальными правками. Первый показ в телеэфире был успешным: фильм собрали приличную аудиторию. Да и последующие показы продемонстрировали, что история, созданная Татьяной Лиозновой, зрителям понравилась. Мало того, она ещё и подогрела интерес зрителей к следующей работе режиссёра, «Карнавалу», который вышел уже очень скоро.
Спустя буквально пять лет в СССР началась новая эпоха. Когда-то
злободневный и провокационный и в чём-то даже обличительный фильм «Мы, нижеподписавшиеся» потерял актуальность и начал понемногу забываться.
Он не стал завсегдатаем телеэфира в отличие от других лент Лиозновой, хотя, если вдуматься, тема его сейчас не менее остра, чем сорок лет назад, а показушность, карьеризм, угодничество, соглашательство, увы, — яркие приметы и сегодняшнего дня. А вам когда-нибудь приходилось принимать неприемлемые решения под давлением других людей?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: