Найти тему
"Волость"

Шансы есть, а где замещение?

Не похоже, чтобы процесс импортозамещения в Кузбассе набирал силу. Более того, свежие данные статистики свидетельствуют о том, что большинство секторов обрабатывающей промышленности региона не наращивают, а снижают объемы производства.

В целом за десять месяцев текущего года индекс промышленного производства в «обработке» по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился на 1,3%. Однако особенно сильно – на 44,8% упало текстильное производство, и на 16% — пошив одежды. А ведь все мы помним, как радостно засуетились швейники в связи с началом специальной операции, когда повысился спрос на одежду для военных. Возможно, конечно, что эти объемы статистикой ещё не посчитаны, и мы увидим рост в завершающем периоде уходящего года, однако и другие отрасли промышленности не демонстрируют хоть какого-то заметного оживления.

Например, производство лекарств снизилось на 7,8%; металлургическое производство – на 3,8%; химическое – на 2,7%; производство готовых металлических изделий – на 13,7%; производство электрического оборудования – на 18% и т.д. А ведь ещё недавно многие эксперты утверждали, что уход западных производителей с российского рынка даст отечественным предпринимателям шанс на развитие и обеспечит почти что гарантированный спрос на местную продукцию.

Напомним, что ещё в марте на встрече землячества в Москве Сергей Цивилев заявил:

— Сейчас наш регион, как и вся страна, переживает непростое время. Но мы по опыту прошлых кризисов знаем, что сложная экономическая и внешнеполитическая ситуация только стимулирует развитие, дает новые возможности местным производителям в рамках импортозамещения наладить производство новой продукции, чтобы не зависеть от западных партнеров.

А какое-то время спустя он же уточнил, что предприятия региона расширяют линейку высокотехнологичных производств, а для предприятий, работающих над созданием собственных разработок, приняты меры для устойчивого развития и роста промышленного производства:

— Сейчас, когда вопрос импортозамещения особенно важен, необходимо максимально оперативно реагировать на запросы бизнеса, промышленности и государства. В Кузбассе создана рабочая группа по импортозамещению. Региональный Минпромторг собирает информацию об иностранной технике, оборудовании, запасных частях к ним, медикаментах, наличие которых необходимо для социально-экономического развития региона, но ввоз которых сейчас ограничен. У нас есть возможность увеличить выпуск конкурентоспособной качественной продукции, будем налаживать взаимодействие с другими регионами.

Судя по отчету статистики, все эти меры так и не принесли реальных результатов. Почему? Тут ответы могут быть самые разные, но, вероятнее всего, причина в том, что в регионе нет современных предприятий машиностроения, нет конструкторов машин и оборудования, нет современного станочного оборудования, нет специалистов, которые могли бы работать на этих станках… В общем, много чего нет, и за несколько месяцев — и даже лет — всё это не воссоздать.

Самый яркий тому пример — Юргинский машиностроительный завод. Уж сколько собственников там сменилось, сколько совещаний прошло, сколько громких заявлений и планов озвучено, а предприятие еле дышит. Да и дышит ли вообще? Но даже если представить, что по мановению волшебной палочки уже завтра, например, в цехах завода появятся современные линии по производству очистных комбайнов для угольной промышленности или подъемных кранов, то откуда взять станочников, наладчиков, программистов, управленцев среднего звена, где их обучать, как обеспечить завод заказами?

Не бывает так, чтобы три десятка лет одни «талантливые менеджеры» поэтапно сводили эти предприятия в могилу, распродав всё, что можно было продать даже под видом металлолома, а другие «таланты» из той же когорты сумели все это воссоздать на новом технологическом уровне.

Помнится, ещё на заре приватизации в СМИ прошла информация, что правительство Белоруссии решило узнать стоимость предприятия «БелАЗ» и наняло для этого аудиторов из Германии. Те посчитали и выдали результат: промышленные корпуса, станки, инженерные сети и т.д. заняли в конечной стоимости долю примерно в одну треть, а оставшиеся две трети составил коллектив автозавода, который складывался много лет, был способен обучаться, развиваться и усложнять производственные задачи.

А поскольку именно коллективы многих кузбасских заводов и фабрик были «оптимизированы» в первую очередь, то надо ли дальше разводить турусы на колесах про кузбасское импортозамещение, про бесценный опыт «отцов и дедов», про то, что вот сейчас мы наконец-то возьмемся, проведем ещё одно совещание, конференцию, нам выделят деньги, и всё у нас заколосится…

Сергей Борисов