Найти тему
Чтение с карандашом

Челлендж, тур девятый. Рапунцель или сковородка - оружие свободы

Добро пожаловать на посиделки про принцесс!

Медленно, но верно мы доползли до юбилейной десятой части, а вместе с тем до новой эры в истории Дисней. Начиная с мультфильма "Рапунцель: запутанная история" 2010 года выпуска меняется как форма изображения, так и тематическое наполнение при сохранении отработанной формулы.

Последнюю мысль прошу запомнить, она нам потребуется дальше. Как в этом разборе, так и после. Особенно, когда мультфильмы подойдут к концу и настанет время подводить итоги.

Теперь пара вступительных слов и признаний об истории. Если не ошибаюсь, то в год выхода я смотрела Рапунцель в кинотеатре, и тогда она не произвела на меня никакого впечатления. Во-первых, в те годы мне не нравилась 3D анимация с её гигантскими головами и глазами. Во-вторых, как-то ни о чём.... В-третьих, я стремительно покидала возраст целевой аудитории подобных проектов и новые истории в знакомой стилистике уже не цепляли. К тому же аккурат те годы для меня были пиком погружения в фантастику и классическую литературу.

Поэтому пересмотрев мультфильм сейчас, я оказалась приятно удивлена. История о Рапунцель от дисней - хороша. Более того соответствует правилам построения сказочной истории больше, чем большинство обсужденных, в рамках этого проекта, мультфильмов.

Кроме того диснею, наконец, удались элементы сюжета, которые они давно пытались засовывать в свои мультфильмы и которые там не смотрелись совсем. Плюс картинка красивая, чего уж там.

Обо всём по-порядку. Начнём с жанрового наполнения истории, потому что оно здесь важно. В самой первой статье цикла о Белоснежке, я говорила, что перед нами почти дословное переложение сказки на экран. Золушка наследовала принцип сказочного повествования, но уже позволяла себе небольшие авторские вольности. Спящая красавица была полным провалом, а дальше перед нами были авторские истории с опорой на какие-то сказки или легенды.

Довольно условно можно разделить их на две категории, следующие пути Не Такой Как Все Принцессы:

И поиска новых тем и сюжетных составляющих:

Теперь, когда красивые ссылки на все статьи цикла даны, можно перейти к Рапунцель и её отличию от всего выше перечисленного. Перед нами сказка. Дисней словно бы вернулся на полвека назад и реализовал начатые когда-то в Золушке идеи. Напомню, там бралась классическая история и дополнялась своими элементами. Ключевое отличие от всего вышеперечисленного - это соблюдение Духа произведения и следование логике построения сюжета. Кто читал прошлые статьи знает, что я постоянно ругаюсь на невозможность совмещения в одном произведении Мужских и Женских сюжетов. Особенно за это досталось Алладину, где бунт Принцессы совместили с походом за счастьем Славного малого.

Русалочка по структуре и вовсе не сказка, а белое фэнтези. Оттого и с первоисточником в виде сказки Андерсона имеет мало общего. Красавица и Чудовище не выполняет сказочные сюжетные условия и.т.д.

И тут, 2010 год, новая эра анимации, после Принцессы и лягушки прошло всего ничего, случается сказка. Да, не классическая, а авторская, где пользуясь сказочными тропами вводится актуальная и простая мораль.

Теперь о самой морали, которую коротко можно сформулировать так: долой гиперопеку.

-2

Пока писала восторженную часть статьи задумалась, а насколько средний зритель фильма мог понять этот посыл? И, как следствие, а насколько он ориентирован на ребёнка? Буду очень рада, если вы предложите свои варианты в комментариях.

Как бы там ни было, радует как сам персонаж матушки Готель, так и отход от заезженного шаблона, где сюжетные возможности персонажа приносились в жертву канве повествования. да, это камень в огород Красавицы и Чудовище. Предлагаю сделать ещё один далеко идущий вывод и перейти к более подробному разбору сюжета и персонажей: отныне дисней будет концентрироваться скорее на семейных отношениях своих героинь, чем на их собственных желаниях и их воплощении в жизнь. На мой вкус, это одновременно плюс и минус о чём подробнее дальше.

Доминируй, властвуй, унижай
Доминируй, властвуй, унижай

Первая треть мультфильма замечательна настолько, что я даже сильно не буду иронизировать на тему пролога. Где нам рассказывают, что желание вечной молодости Готель - это плохо и эгоистично, а пустить цветок на суп для королевы - хорошо, правильно и, делая вывод из выше сказанного, альтруистично.

Всё здесь построено по сказочным законам и даже предварительно символически объединяет Готель и мать Королеву в одну команду - им обеим нужен волшебный цветок. Нюанс важный для сказки, где мать часто подменяют мачехой, когда первой нужно быть плохой.

С позиции презентации героев и их отношений тоже всё здорово. Даже в кой-то веки органично в сюжет попадает будущий Прекрасный Принц/Любовный интерес Принцессы.

Контраст размеренной, ограниченной, зато полной творчества и безопасности жизни Рапунцель и свободной, беспутной и крайне рискованной жизни Юджина хорош. Более того мне нравится как их ставят с противоположных сторон линии сравнения. Мальчик-Девочка. Безопасность-Опасность. Ограничения-Свобода. Принцесса-Вор. и.т.д.

Момент, когда Юджин забирается в башню девушки, - это действительно встреча разных миров, которая для обоих не проходит безболезненно и без последствий. Бытие обоих делится на до и после.

Возвращаясь немного назад и вспоминая, что перед нами сказка, контраст становится ещё лучше и окончательно утверждает ключевую тему истории -Инициация. Для диснея и мультфильмов о принцессах совсем не ново, идея преображения Девочки и Женщину в той или иной форме проходит через все мультфильмы, описываемые в этом цикле. И всё же реализация одна из лучших.

Например, Золушке для перехода в новую ипостась не требовалось совершать над собой какой-то психологической работы, ей всего лишь требовалось замужество, чтобы начать таки распоряжаться своей жизнью. Тиана скорее нуждалась в осознании, что она не бессмертный пони, а женщина. Чего не случилось и не получится с её муженьком. Для Мулан тема далека от актуальности, да и в целом она выбивается из череды своих товарок.

В тоже время ключевая проблема Рапунцель, которую она решает на протяжении всего хронометража: и хочется, и колется, но мама не велит. Здесь же стоит сказать ещё об одном огромном достоинстве мультфильма - изначально любящие отношения между Готель и Рапунцель, по крайней мере со с. Главная героиня по-настоящему привязана к своей матери, более того у неё нет причин сомневаться в их родстве. Мама о ней заботится и всегда заботилась. Манипулятивность этой любви видим мы, как зрители, но не сама героиня.

-4

Именно эту сюжетную находку считаю лучшей в мультфильме. Ведь если опустить тему про магические цветы и кражу младенцев, а посмотреть на ситуацию с позиции реальности, то перед нами сверхопека, как она есть. Нежелание мамы отделить от себя выросшую дочь. Стремление её защитить от любых реальных или вымышленных угроз. Созависимые отношения, где девочка остаётся ребёнком, а мама сохраняет своё влияние. Вполне себе реальная история. И даже тема страха перед старостью Готель как нельзя лучше вписывается в канву!

Моё замечание про объединение Готель и Королевы символически в одну категорию именно об этом. В сказке мама, чаще всего, не может совершать над девочкой нехорошие действия, отчего регулярно подменяется мачехой, которая может позволить себе больше. В качестве примера, предлагаю вспомнить сказку о Белоснежке, где Злая Королева в части версий именно мама девочки, а не её мачеха.

Возвращаясь к сюжету мультфильма и теме инфантилизации ребёнка родителем, предлагаю вспомнить как Рапунцель удаётся обмануть Готель и отослать ту на пару дней: сначала героиня говорит о стремлении к самостоятельности, собираясь продемонстрировать захваченного и обезвреженного Юджина, понимая, что мама не желает об этом слышать прикидывается капризничающим ребёнком и тут же получает одобрение. Слыша о необходимости три дня идти за красками Готель лишь тяжко вздыхает, как мама вопрошающая дитя зачем тому новая игрушка, но не злится и соглашается.

-5

Вся вторая треть мультфильма посвящена выходу главной героини за рамки дозволенного. Проводником в новый-взрослый мир по-сказочному становится мужчина. И здесь мультфильму хочется поставить ещё один плюсик: мне очень понравилось, что Юджин и Рапунцель изначально не слишком то нравятся друг другу. Она для него слишком наивно-возвышенная, ей, ещё не решившейся перешагнуть черту взрослости, неинтересны мужчины. Понимание зачем они нужны ещё не пришло.

Отношения развиваются медленно, в ходе сюжета, где финал истории становится скорее началом их романа, нежели итогом. Подобное положение дел не типично для сказок, но очень хорошо ложится на историю и её ключевую тему - отношения матери и дочери.

Здесь же хочется отметить монолог Юджина, где он прямым текстом пересказывает всю мораль мультфильма. Это было реально смешно и одновременно по делу. Редкий случай, когда проговоренная мораль звучит органично и хорошо.

Теперь хочу поговорить о самом Юджине. Когда он впервые появился на экране, я не сдержала горестного вздоха "опять". Снова дисней собирается кормить нас благородными ворами, уверяя, насколько подобный образ жизни ерунда и посмотрите какой няшечка. О своём отношении к идее подробно рассказывала в предыдущих обзорах.

Тем страннее было понимание, что... Юджин мне нравится. В том числе потому что он не слишком то диснеевский герой. Уж точно не Прекрасный Принц из мультфильмов о принцессах. Он обычный парень. Его предыстория укладывается в пару предложений рассказанных им самим: сирота, жил в приюте, мечтах о красивой жизни, начал воровать дабы её добиться. Всё предельно просто и по-человечески. При этом несколько раз на протяжении мультфильма прямым текстом нам и персонажу сообщают, что жизнь то его гроша ломанного не стоит и сам он.... далёк от хороших характеристик.

История с Рапунцель и финальный порыв спасать принцессу для Юджина единый акт катарсиса. И... это здорово. Это красиво и на удивление укладывается в сказку, которую нам рассказывают. Арка преображения Юджина не выглядит чуждой, приделанной сбоку или сворованной из соседнего мультфильма. Она как бы часть Взрослого мира, который показывают параллельно Детскому мирку Рапунцель.

Медленно, но верно мы добрались до финальной трети мультфильма и... здесь будет больше всего претензий. Возможно, создателям не хватило хронометража, возможно, ещё что-то, но вдруг случившиеся воспоминания "я ж принцесса" выглядят слабо. Особенно на фоне весьма логичного и правильного предшествовавшего повествования. Где было несколько сказочных условностей, но не было необъяснимой мистики и чего-то резко выскочившего из кустов.

Понятно, что по логике развития событий "плохая мама" должна быть наказана, Принцесса воссоединиться с настоящей семьёй, а детство безвозвратно закончиться. И всё же любой из второстепенных персонажей начиная от Юджина и заканчивая ищейкой-конем в качестве информатора смотрелся бы лучше, чем наступившее во время вселенской тоски возвращение памяти о периоде младенчества! Да и легкое принятие королём и королевой, вдруг, нашедшейся дочери из рук местной организованной преступности смотрелось бы много органичнее.

В остальном всё хорошо, включая отрубание волшебных волос именно Юджином и именно в тех обстоятельствах, которые были. Как уже писала в начале статьи, Рапунцель на удивление хорошая история с большим количеством сюжетных и анимационных находок(я здесь не про них, поэтому забавность сковородок, коней и мега-функциональных волос опустила), которая хорошо смотрится и обсуждается. Ключевые вопросы задала в тексте статьи. Не забывайте ставить лайки и писать комментарии, мне будет приятно и развитию канала здорово поможет. До новых встреч, пока-пока!