Найти тему
Чтение с карандашом

Челлендж, тур пятый. Красавица и Чудовище или вопросы без ответов

И вновь добро пожаловать на просмотр диснеевских мультфильмов с комментариями.

Детали мероприятия можно найти в отдельном посте. Ссылки на предыдущие части марафона так же прикладываю.

Сегодня на очереди "Красавица и Чудовища" 1991 года, вышедшая на экраны спустя всего два года после "Русалочки". Говорить об эволюции жанра мультфильмов о принцессах если и придется, то минимально. Так что сразу переходим к картинке, которую нам рисует мультфильм.

Начинается всё вновь со сказочного вступления, как это было в мультфильмах до Русалочки. На фоне потрясающей музыки и нарисованного под витражи ряда картинок. Нам рассказывают историю Чудовища и настраивают на дальнейшее повествование.

Говорить, что пролог несколько лживый можно, более того я это сделаю. В том числе потому что это моя любимая часть мультфильма, а по итогу последнего просмотра у меня возникли к нему вопросы.

Нам как-будто говорят - дальше будет старая-добрая сказка с обязательной моралью, устраивайтесь поудобнее мальчики и девочки, а потом запускают историю совсем не о том и про другое.

При этом перед нами не скачущая между жанрами Спящая Красавица, с этим у Красавицы и Чудовища всё в порядке. За исключением пролога, мультфильм максимально последователен в своём повествовании и местами даже оригинален. Для четкости обозначу - перед нами вновь оригинальная история, а не экранизация классической сказки. Отсылки к сюжету "Аленького цветочка" имеют место быть, но на том же уровне, что Ганс Христиан Андерсон имеет отношение к Русалочке.

На этом месте я должна начать петь дифирамбы проделанной работе аниматоров. Всё же мультфильм культовый и считается одним из лучших у Диснея за всё время, но..... Но я смотрела полуторачасовой мультфильм три дня ради написания статьи не из-за недостатка времени, а до этого не видела его лет пять, а то и десять. О чём-то этот набор фактов да говорит.

Трудно стараться быть объективной, когда хочется высмеивать каждую мелочь, начиная от изначального концепта любви, как исправляющей силы. Сказку об Аленьком цветочке я тоже не люблю с малолетства. Постараюсь дальше не впадать в эмоции, но я предупредила.

Мультфильм хорош. У него очень красивые картинка и музыка, он последователен в своей истории и многие вещи делает талантливо и оригинально. Большая часть недостатков начинают бросаться в глаза лишь при внимательном и критичном просмотре.

Из числа больше всего понравившегося хочется отметить насколько удачно передана жизнь обывателей родного городка Бель. И сразу же перейти к наиболее бьющему по глазам пункту - постоянное подчеркивание "нетакойкаквсешности" главной героини.

Да, это в принципе огромный грех, а то и штамп диснея, но до сих пор он так по глазам не бил. Для лучшего понимания сравню с уже просмотренными картинами - Белоснежка была милым дитя, Золушка претендовала на звание общественного эталона, Спящая красавица не определилась, а Ариэль была настолько живо заинтересована в самой жизни, что времени рассуждать о кем-то придуманных нормах у неё не было. Каждый раз повествование, если предлагало сделать нам вывод о героине, то самостоятельный.

Инаковость Бель пихают в глаза с первого мгновения её появления на экране. Сюжет строится вокруг этого факта, что не плохо и было бы хорошо будь основной темой мультфильма обманчивость социальных ожиданий. Забегая немного вперед, именно так происходит в Мулан - нам показывают не вписывающуюся в общество девушку и рассказывают далекую от матримониального вопроса историю.

Возвращаясь к Бель, что мы видим? Немного не вписывающуюся в маленький городок мечтательницу, которая хочет сама не знает чего, но не того, что имеет. При этом... ничего не делает. В первую очередь, потому что необходимости что-то делать нет. Горожане считают её чудачкой, но своей чудачкой, очаровательной чудачкой. Девушкой которая молода и красива, оттого может позволить себе быть немного не от мира сего. Предполагается, что скоро она возьмётся за ум, выйдет замуж и будет жить такую же как и все жизнь.

Повторюсь - это хорошая завязка. Завязка для дальнейшего приключения, где из мечтательной немного высокомерной девчонки героиня превратится в мудрую сильную девушку, доказав себе и окружающим, что она действительно заслуживает большего нежели брак с местным мачо. Увы и ах, на это нет и намека, скорее мне удалось углядеть в истории обратное.

-2

Вторая мысль мультфильма, которая мне нравится, - обыватель-антагонист. Гастон по-настоящему харизматичен. Он очарователен в своей глупости и напыщенности. Это ведь квинтэссенция с одной стороны почитаемых мужских качеств, а с другой таких же заблуждений! И не только мужских качеств, он олицетворение городка, его привычек и ценностей, возведенных в абсолют.

Гастон - это одновременно уверенность, практичность, отвага и здоровье, но при этом грубость, самонадеянность, глупость, неспособность слышать кого-то кроме себя и идти на компромиссы.

Идея чудесная и показана хорошо. Жаль, на мой вкус, недотянута. Во многом из-за сюжетной линии и образа Чудовища, который не демонстрирует ни альтернативу, ни обратную сторону медали, ни улучшенную версию показанного. Нет-нет, сродство образов способное углубить историю проскальзывает, но мысль никогда не доводится до конца.

Вместо этого перед нами Превращенный в Чудовище Прекрасный Принц, должный всё понять и осознать, измениться под влиянием Прекрасной Девушки и доказать зрителю - внешность ничто, душа всё. Он персонаж по поводу которого возникает больше всего вопросов и с которым связано больше всего сценарных ляпов. О чем предлагаю поговорить дальше подробнее.

Во-первых, сколько лет длилось проклятье? Нам заявляют, что вроде как десять, но тогда что в комнате принца делает его вполне себе взрослый портрет. Если меньше, или у нас не лады с переводом, тогда почему принц настолько не в ладах с образованием и манерами? Не помнит как читать, свинятничает за столом и.т.д. и не забил на неинтересные себе вопросы, а смущается, считая такое поведение неловким и неправильным. Да и в остальном выдает очень много детских реакций, что хорошо объясняется взрослением в изоляции.

Вновь немного смещусь в сторону и вспомню, в этот раз недавнюю экранизацию, где Принц ворчит, что получил когда-то хорошее образование и оттого познания Бель, прочитавшей пять книжек из сельской библиотеки большая часть из которых о любовной-любви, его не впечатляют. Это был один из немногих моментов прозвучавших в фильме лучше, чем показан в мультфильме.

Во-вторых, вытекает из первого, если перед нами нагрубивший незнакомке ребёнок не слишком ли суровое наказание? И что важнее, соответствует ли оно вкладываемым дидактическим задачам? Заявленная цель - доказать, что внешность не главное и добрее надо быть. Только... ну это несколько разные вещи.

В первом случае так и видится оскорбленная женщина, доказывающая, что тебя никто никогда не полюбит, потому что я твою внутреннюю суть наружу вытащила и раньше нужно было думать, когда была возможность со мной быть. Тогда понятно почему речь идёт о девушке способной снять проклятие. Кстати, если бы я рассказывала историю с подобной моралью, точно бы не брала в пару Чудовищу Красавицу. Ведь парень должен понять, что "Не только красота важна ему".

Если же мы говорим о милосердии, то очень странно запирать оскорбленного и обиженного мальчишку в комфортном замке. Скорее история "Принца и Нищего" напрашивается.

В-третьих, а почему все забыли про замок с Чудовищем? Ладно если бы секретом была внешность принца или его кто-то прикрывал. Только об этом упоминаний нет, но при этом, когда деревенские решают устроить штурм, вопросов куда идти у них не возникает. Они собираются, готовятся и действуют. Вопросов, а где бы у них мог замок быть спрятан ни у кого не возникает.

В-четвертых, а откуда взялась любовь Чудовища и Бель? Здорово, конечно, что нам показали отношения длиннее трех дней, только неплохо было бы ещё и продемонстрировать в чём их суть, что именно ребята нашли друг в друге. Логика "он был такой нехороший, но потом встретил меня и исправился" отвратительна и в дешевых любовных романах, которые рассчитаны всё же на несколько другую аудиторию. Только и там её хоть как-то объяснить стараются, какими-то выбивающимися из привычного событиями, магией в конце концов. А тут за несколько месяцев девице не пришло в голову узнать, как её мужика зовут! О чем дальше то говорить.

В-пятых, что у парня с характером? Почему его кидает от агресивного тирана до меланхоличного нытика?

Всё начало мультфильма он преспокойно орёт чуть что не по его, помыкает своим окружением, относясь к своим слугам как к вещам, пусть и умеющим нет-нет, да выдавать стоящие внимания мысли. А потом словно выключателем щелкнули - перед нами добрый и не понятный человек, несколько невежественный, может быть, но это такие мелочи. Вон даже приказ оборонять замок не отдаёт, и с Гастоном отказывается драться, пока Бель не увидит.

Я бы поняла будь причины раскаяться, что-то осознать, только по сюжету их нет. Сцена с волками ни о том, она объясняет почему Бель пересмотрела своё отношение к Чудовищу, но не наоборот. И дальше тоже не происходит ничего, что могло бы дать отправную точку для чувств. Нытьё в стиле "она была первой, кто полюбил его" мне претит, да и картину делает ещё хуже и неправдоподобнее.

На этом перечень вопросов к персонажу остановлю и двинуть в более болезненное русло спросив: что у мультфильма с моралью? Потому что в чём основной посыл сказки, какова её ключевая идея я не поняла. И не потому что я везде хочу видеть нечто возвышенно-поучительное. Вон в Русалочке тема захватывающей с головой подростковой любви уже не требовала дополнительных комментариев, хотя при желании их можно было найти. Достаточно просто до конца рассказанной идеи, какой бы незначительной она не была.

По результату просмотра Красавицы и Чудовища же у меня возникло ощущение, что я прочитала удивительно талантливый фанфик с мечтаниями тринадцатилетней девочки подростка. Где главная героиня не такая как все, но в чём её "нетаковость" вопрос, грубый поклонник наказан самым жестоким образом, а Прекрасный Принц душка красоту которого только она заметила и оценила. И ничто не способно пошатать максимально романтизированное её представление о жизни.

Потому что ни одна из сделанных во вступлении завязок так и не была доведена до ума. А они реально классные и сильные. Давайте ещё раз вспомним и дополним какие темы можно было бы поднять в истории:

  • Теснота маленького городка и стремление исследовать окружающий мир.
  • Ограниченность человека, опасность невежества
  • Умение слушать других, и принимать их такими какие они есть
  • Умение уважать чужое мнение
  • Милосердие
  • Гордыня, и к чему она может привести
  • Свобода внешняя и внутренняя

Только ничего этого мы не видим. Тема маленького городка брошена вскоре после вступительной песни. Бель считает себя не ровней свои соседям, они считают девушку чужачкой, а её отца сумасшедшим. И... все счастливы, никто никому не мешает. Вон, изначально Морис считает Гастона прекрасным парнем, и спрашивает не желает ли Бель с ним замутить. Да и горожане тоже считают их парой достойной друг друга. Никто не задает вопросов Гастону чего это он решил жениться на той чокнутой.

Выхода за пределы привычного мирка также не происходит. Нет того момента, когда нам показывают - знакомое ошибочное. Для сравнения, в Русалочке Ариэль убеждают в злобности людей, так как те ловят рыбу. Она не верит, выходит на сушу и находит доброту по отношению к себе. Тема рыболовства на этом, правда, замята, но контраст мы видим.

Опять же, сравнивая с Ариэль, живого интереса к чему-то за пределами привычного у Бель мы также не наблюдаем. Русалочка по крупицам и с риском для жизни добывает предметы своего интереса, разыскивает информацию, пусть получает и ошибочные ответы, но она ищет недоступное. Бель до дыр зачитывает "Ромео и Джульетту" и на этом всё. В чём выражаются её повышенные ум и сообразительность непонятно.

О вопросах к проклятью и любовной линии я уже высказалась - здесь умирают пункты со второго по предпоследний. Расширенные финальной сценой с горожанами при просмотре которой у меня дым из ушей повалил, пусть раньше как-то спокойнее к вопросу относилась.

И да, я вновь про штурм замка чудовища местными мужиками, который всячески осуждается. Только.... не знаю как вы, а я не могу испытывать антипатию к людям лейтмотив которых "защитим наших женщин и детей", когда видится угроза и нет объяснения почему не нужно поднимать обидчика на вилы и быть милосердным. Здесь необходим сюжетный акцент о необходимости проверять свои подозрения!

Идея лживости авторитетов хороша, особенно в совокупности с темой человеческого страха перед незнакомым. Только ни одна, ни вторая недотянуты.

Нам показывают, что Гастон из ревности манипулирует окружающими, играя на их чувстве страха и жажде безопасности. За ним идут, потому что до сих пор он считался лучшим среди равных, люди привыкли на него равняться. Во многом поэтому никто не оспаривает его стремление оторвать Чудовищу голову лично.

Проблема в том, что это ни к чему не приводит. Мы не видим последствия необдуманных действий. Мы не видим разоблачения или раскаянья пострадавших по чужой вине. Нам просто предлагают осудить необразованное мужичьё, болея за другую команду. Мол защищаться - это хорошо, а нападать плохо. Причем достаточно, как это было сделано в упомянутом фильме, показать, что штурм замка нужен лишь оскорбленному и пылающему ревностью Гастону, у всех остальных, среди заколдованных слуг, есть родные и близкие, такие же простые люди как они сами. Но история обрывается на торжестве Бель и Чудовища. Наши победили, хэппи энд.

Дополнительно писать про возмутившую меня не меньше расписанных сцену спасения от волков(где Бель наплевала на всё и просто свалила в закат) я не буду. Статья получилось и без того излишне объемной и полной негодования. Ключевые выводы от этого не изменятся - мультфильм весьма относителен в вопросах заявленное-показанное, полон стереотипов и недотянутых идей, пусть при этом очень красив и хорошо поставлен. Смотреть его или ограничиться прослушиванием чудесной музыки, пусть каждый решает для себя.

До новых встреч! Не забывайте писать свою позицию в комментариях)

#дисней #принцессы диснея #принцессы дисней #красавица и чудовище #мультфильм #мультфильмы дисней