Привет всем! Добро пожаловать и присоединяйтесь к просмотру #диснеевских_мультиков с картинками и комментариями.
По ссылке можно узнать подробности. В прошлый раз мы говорили про Белоснежку, а сегодня на очереди #Золушка.
И прежде чем переходить ко всему остальному хочу выразить своё восхищение! Насколько же история красивая, выразительная и захватывающая!
Мультфильм 1950 года. Со времен Белоснежки прошло тринадцать лет, шесть из которых военных, а ленты координально разные! Как по духу, так и по способу повествования, и по рассказанной истории.
Если в прошлый раз я долго и упорно повествовала о культовости мультфильма, его красивости и даже истории образа, в этот нет ни желания, ни времени на всю эту красоту. И далеко не только потому что в проектах посвященных Золушке можно ноги сломать и ужаснуться от перечня хороших и качественных работ. Просто не хочется отбирать время у персонажей и истории. Они достаточно самостоятельны и самобытны, чтобы заполнить собой всё пространство.
Обо всем по порядку. В начале мультфильма нам дают небольшую вводную, рассказывая кто такая Золушка и как дошла до жизни такой. Подробно останавливаться на этом не будем, вы и без меня знаете эту историю, а если нет, то добро пожаловать в #мультфильм
Куда интереснее следующая сцена, где мы разом знакомимся как с самой Золушкой, так и с её окружением. И вот с этих первых кадров мы видим разительное различие с Белоснежкой. Помните, как в прошлой статье я смело утверждала, что ни один персонаж в мультфильме не обладает личностью? Так вот, в Золушке всё наоборот. Все ключевые персонажи здесь именно личности, а не набор характеристик. Даже Прекрасный Принц, но о нем позже.
С первых кадров Золушка предельно человечна. Любой работающий человек понимает её чувства, а не любящий рано вставать вдвойне. И всё происходящее дальше - это скорее ритуал работоспособности, нежели искренняя радость от предстоящих трудовых подвигов. Даже свою заглавную песню Золушка поёт не столько для себя, сколько для окруживших её птичек и мышек, объясняя почему она не хочет начала нового дня.
Предлагаю, ещё повнимательнее вслушаться в текст песни и вновь сравнить его с ключевой песней Белоснежки, где наивный наивняк маленькой девочки - жизнь начнётся, когда придёт Мой Принц.
Говорить, что в обоих случаях мы говорим о сбыче мечт неправильно и крайне поверхностно. Белоснежка мечтает неконкретно, она грезит на яву. Это рассуждения младшеклассницы Маши, по секрету заявляющей о своей любви к соседу по парте Феде и планах прожить с ним до конца жизни.
У Золушки мы слышим: "Как бы горько тебе не было, верь в лучшее. Твоя вера поможет тебе добиться лучшей жизни", - это не перевод, только общая идея. С задачей найти полный текст и перевод к нему, надеюсь, все справятся самостоятельно.
Можно сказать, что и установка Золушки довольна наивна. Циника во мне очень тянет начать язвить на тему. Только, а что с другой стороны? Отчаяться и бухтеть на весь белый свет? Тоже так себе стратегия. На мой взгляд, даже более инфантильная, чем вера в лучшее. Та хотя бы деятельна и легко дополняется вариантами типа "на Бога надейся, а сам не плошай", открывая способность видеть возможности и ими пользоваться, не бояться рисковать и напоминать себе насколько уныние дурной советчик.
Подводя итоги и сворачивая минутку кухонной философии, сразу отвечу на ключевой вопрос многих: почему же Золушка, раз она не наивный ребёнок, позволяла собой помыкать и не свалила в свободное плаванье куда подальше от мачехи и её дочерей?
По ряду причин. Во-первых, она ещё очень молода и подлинную цену себе не знает. Во-вторых, до разорванного перед балом платья, Мачехе с горем пополам удаётся поддерживать иллюзию справедливости на уровне, когда все участники отношений согласны поддерживать их дальше. И, в-третьих, Золушка не просто молодая женщина. Она - хозяйка дома. А где вы видели хозяйку, бросающую свой дом?
Посмотрите внимательнее на всё ту же сцену утра. Птички и мышки не пришли по доброте душевной или от нечего делать, они Золушке прислуживают! Причем настолько привычно, что вывод о постоянности такого утреннего распорядка очевиден.
Вновь не могу не сравнить с Белоснежкой, которая впервые сталкивается со своими животными-помощниками в лесу, взывая о помощи. Золушка о помощи не взывает, более того - она благодетельница по отношению к своим близким. Она их кормилец и руководитель. Она - добрая госпожа дома, настоящая леди, та кем надлежало быть её Мачехе и кем та не была ни по одному пункту.
По этой же причине ключевой конфликт Золушки не с сёстрами, а с Мачехой. Дризелла и Анастасия на всём протяжении мультфильма ни одной значимой подлянки сестрице не сделали без совета от маменьки! Да и там им требовались дополнительные объяснения.
Кот и тот умнее и самостоятельнее этой парочки! Он радостно пользуется благоволением хозяйки и её авторитетом в доме, но действует сам. Как провоцируя старого пса Бруно на конфликты с собой, так и поддакивая Мачехе, так и разводя бардак из мерзопакостности характера.
Переходим ко второму важному аспекту мультика, в вместе с тем продолжаем разбирать личность Золушки.
Выше я упомянула о поддержании иллюзии справедливости. Так к чему это было. Это было про теорию мотивации и менеджмент частично. В трудовых отношениях есть очень простое правило - хочешь, чтобы сотрудники работали и старались, убеди их в справедливости и честности ваших отношений. Я сейчас очень сильно упростила, подробнее рекомендую прочитать теорию справедливости Адамса, по возможности найдя учебник общей психологии для студентов психологических факультетов, а не веруя разной достоверности статьям из интернета.
Нам сейчас важен какой момент - до тех пор пока все участники отношений согласны с правилами игры, правила будут соблюдаться, а отношения поддерживаться. Недовольства и объективная реальность погоды не делают.
И да, каждый видит в силу своей испорченности, но пересматривая Золушку для написания этой статьи, я не могла отделаться от аллюзий на трудовые отношения. Даже злополучную американскую мечту усмотрела.
Золушка не бунтарка. Она понимает и принимает правила общества. У неё есть амбиции, и она далеко не труслива, но реализовывать себя она будет стараться в рамках существующей системы. Всевозможные "хочу скакать на коне и чтобы ветер развивал мои волосы" - это не про неё. Она мечтательна, но одновременно практична, обязательна и ответственна. Добавляем сюда неконфликтность и честность и получаем мечту большинства работодателей. Умный, самостоятельный сотрудник, который ещё и цены себе не знает.
Поэтому и тема бала мне показалась больше похожей на собеседование, нежели на сказочную мечту. И это...даже немного грустно. В первую очередь потому что банально до ужаса.
Смотрите сами: король хочет внуков. Ему плевать кем окажется его невестка. Она должна подходить на должность матери, всё остальное детали. Он это прямым текстом заявляет! На балу даже официальная версия, что это сыну нужна жена, а тот такой-сякой нахватался модных веяний(не смейтесь, в дубляже именно так прозвучало), и не хочет, отброшена!
Принц, воплощать отцовский план в жизнь не хочет, что отцу и демонстрирует, саботируя чужую инициативу.
Посмотрите сами куда он смотрит, старательно зевая в процессе церемонии представления кандидаток.
Причем, косвенно мы понимаем - всех их он знает(возможны исключения вроде дочерей леди Тремейн) и все они знают его. Происходит вполне себе рядовая процедура, где все задействованные участники не верят в отличный от прошлого результат, но всё равно повторяют надлежащие действия. Ничего не напоминает? Мне напоминает. Логику поведения сотрудников некоторых сильно регламентированных контор.
Когда появляется Золушка, все шепчутся: "Ты её знаешь? Нет, а ты?". Да и сам принц идёт к девушке не в последнюю очередь потому что та ведёт себя неправильно, но при этом не настолько, чтобы заподозрить в ней самозванку.
Вспоминаем информацию выше - Золушка настоящая леди. Причем она леди не только в силу природных качеств, но по праву рождения и воспитания. Посудомойкой она стала уже в том возрасте, когда базовое понимание себя сформировано, поэтому высшее общество - это её родная социальная среда.
Ещё один нюанс, почему Золушка не послала всё к черту и не порвала с Мачехой раньше, и не собиралась пока не поняла, что сможет стать невестой принца. Уйти из отчего дома означало навсегда отказаться от надежды вести образ жизни из детства и уже гарантировано навсегда стать посудомойкой.
А дальше? А дальше события развиваются ещё банальнее, даже циничнее. Принц заинтригован, Король прёт к своей цели с элегантностью товарного состава. Спешно заигравший вальс демонстрировал как ничто другое, что утром кому-то придётся жениться, и этот кто-то Принц. А потом Золушка случайно добивает уже готового смириться с неизбежным(или готового переходить на следующий уровень саботажа, кто знает) парня своими отмазками в полночь, случайно выдавая, что она единственная на балу девушка не знающая его в лицо.
Собеседование на конфликтную позицию пройдено, заинтересованные стороны пришли к компромиссу. Осталось только найти девушку. Так не вовремя сбежавшую в неизвестность.
В таком контексте становится понятным и почему фея появилась не когда-нибудь, а именно в этот момент - возникла возможность пристроить родственницу на хорошую должность. Да и тянуть дальше было нельзя, порванное платье довело таки девушку. Там дальше или заявление по собственному желанию Мачехе на стол, или в Дурку спустя полгода-год.
Утешает в этой грустно-правдивой сказке только довольно практичное отношение самой Золушки к браку. Как мы помним хочет она "встретить свою любовь и мечту", а мечта у девушки - вернуться к образу жизни из детства. Принцем она очарована достаточно, чтобы брак с незнакомцем казался удачным вариантом карьерного роста.
В заключении осталось выяснить всего два нюанса: каковы перспективы у этого романтично-практичного брака и почему же Прекрасный Принц из Золушки всё же личность, в отличии от коллеги из Белоснежки.
И ответ простой - от Принца зависит. Точнее того, насколько он чудак на букву М.... Если он цинично-практичный товарищ, способный сопоставлять факты, всё у них получится. Если наивный романтик, едва ли.
Сказка то по-прежнему предельно женская и о Женском мире, Мужчине как Личности в ней места нет. Сюжет Короля и Герцога идет паралельно основной истории, как бы намекая, что Бал - это не погружение в мир грёз, а реальность. Поэтому и Принцу действовать, а следовательно и раскрываться в ней негде. В рамках мультфильма для Золушки он - образ из сна, а не человек, как и весь Королевский бал. Являясь туда во плоти, переживает она событие как мечту, что-то что с ней не могло приключиться, просто потому что не могло. При том, что вполне бы могла всё понять, находчивости нашей героине не занимать, что она на протяжении всего мультфильма, включая финальный побег с чердака, активно демонстрирует.
Так что пожелаем Золушке наилучшего исхода из сложившейся ситуации. И будем двигаться дальше к следующему по хронологии мультфильму, а именно к Спящей Красавице. Не теряйтесь и пишите комментарии! Текст получился очень большой и предельно интересно увидеть чужое мнение.
#Дисней #принцессы дисней #обзор