Найти тему
Чтение с карандашом

Челлендж, тур седьмой. Мулан

Добрый день, дорогие читатели! С вами снова челлендж о диснеевских принцессах.

Медленно, но верно мы добрались до седьмой части посвященной Мулан. Признаюсь, написание этой части я предвкушала и как возможность окунуться в одну из своих любимых диснеевских картин, и как шанс написать позитивную статью. Писать полные возмущения и негодования в рамках этого челленджа надоело. Не для того, я это мероприятие задумывала!

Здесь же отважная девушка-воительница на лихом коне, красота китайских пейзажей, запоминающиеся песни и красавец мужчина в качестве финального бонуса! Есть где разгуляться казалось бы.... Моему удивлению не было предела, когда проблемы с написанием статьи у меня таким возникли. Из-за чего она и выходила чрезмерно долго.

Начать предлагаю с традиционной для этого цикла исторической справки. Мультфильм вышел 19 июня 1998 года, через три года после Покахонтас. Назвать Мулан полноценной продолжательницей жанра одновременно можно и нельзя.

Можно, потому что большинством отличительных качеств диснеевской принцессы, начавших оформляться со времен Спящей красавицы, она обладает, а сюжет идёт по намеченным рельсам. С другой стороны Мулан отличается от предшественников, как в стиле, так и в ряде других нюансов. Ну и да, любимый многими штамп тоже нужно упомянуть - она не принцесса так как не родилась дочерью короля и не вышла замуж за принца. Я этот момент существенным не считаю, поэтому больше к нему возвращаться не будем. Мультфильм не демонстрирует каких-то сословных вопросов или особенностей жизни обычного человека, чтобы был смысл рассуждать на тему.

На этой замечательной ноте предлагаю подробнее поговорить о нашей героине. Она мечтательная, добрая, несколько социально неуклюжая девушка из хорошей семьи.

Социальная неуклюжесть в этой истории отвечает за "нетаковость" героини. Как выделяя её из окружения, так и задавая основу будущего конфликта. В целом, придираться желания нет, показали нам ситуацию хорошо и последовательно. В отличие от Покахонтас, где всему виной было дуновение ветра, у Мулан есть причины быть такой, как нам её показали. Более того, мне импонирует, как героина на протяжении всего первого акта старается соответствовать социальным стандартам и следует намеченному для неё пути.

-2

Альтернативу нам предлагает сюжет! Более того, впервые Дисней всё же решается вывести свою героиню за пределы мечтательного пути к замужеству! На что я активно ругалась в частях про Красавицу и Чудовище и Алладин, где аналогичные возможности просто игнорировались.

Мулан решает предельно задачи, которые перед ней ставит жизнь доступными ей методами. Это красиво и здорово. Здесь можно развести дифирамбы, что вон, ещё и её "нетаковость" нашла своё применение, но нет. Можно сколько угодно рассуждать о стереотипах и социальных ожиданиях, но смекался и здравый смысл, объективные достоинства Мулан помогающие ей в решении трудностей, пригодились бы ей и пройди девушка конкурс невест у свахи. Это нормальные жизненные качества, вне зависимости от рафинированности культуры и обстоятельств.

Если рассматривать подобную ветку событий, то её ключевой темой могли бы стать отношения с золовкой и свекровкой. Ужастиков на эту тему несчетное число, так что рассуждать не буду. В хорошем же случае: реализация всё тех же достоинств в другом ключе, и отсутствие больших изменений в быте главной героини. Здесь нужно понимать, что замуж девушка собиралась с целью обеспечить будущее своей семьи.

-3

Примерно за этом месте начнётся критика мультфильма и завершающая часть статьи. Потому что разбирать во второй и третьей части истории толком и нечего. Они поровну поделены между буффонадой и развитием сюжета, который требовалось быстро и качественно подвести к концу триумфом главной героини. Где всё...обычно. Даже несколько мелко, особенно в сравнении с начальной заявкой.

Для лучшего понимания давайте сравним с кульминациями других обсужденных мультфильмов. В Красавице и Чудовище был захватывающий штурм замка, где мы видели массовый страх людей и их готовность сражаться с обоих сторон, да и сама битва Гастона с Чудовищем многого стоила! Принцу Эрику пришлось провести корабль через шторм и убить морскую колдунью. В Алладине гигантская змея и гигантские Джины. При этом ни одна из этих историй не претендовала на нечто масштабное в военном плане как минимум. В лучшем случае перед нами были дворцовые интриги в том или ином виде.

При этом воинствующая девушка Мулан, убивает своего врага фейерверком.... Жанр комедии этого не объясняет. Алладин тоже был комедией.

И всё же много больше бросается в глаза другое, бывшее не в укороченном последнем акте, где на нечто особенное просто не хватало времени, а с самого начала. Для кого-то сказанное дальше будет пустой придиркой и всё же считаю правильным озвучить: Мулан не про Китай.

Экранизация великого эпоса с Китайской культурой связана не более чем декором и стилизацией. Да и здесь соотносится не более, чем мой халат-кимоно с Японией. Работы по хоть какому-то отражению Востока, конфуцианской морали и прочих важных вещей не было. Мулан обычный диснеевский мультфильм с обычным европейским представлением о мире, усредненным даже. От своих товарок-принцесс она отличается только, наконец-то, двинувшимся в сторону последовательности сюжетом.

Явление само по себе не плохо. Требовать от любого эстетствующего на восточной картинке продукта проникнуться ещё и культурой, которая при полноценной передаче, с большой степенью вероятности останется непонята европейским зрителем, нельзя. И всё же жаль, что подобные задачи не ставились совсем(и это мы ещё о жутком сиквеле не вспоминали!) печально. Особенно когда смотришь во взрослом возрасте и не в настроении: "Пусть мне покажут нечто максимально позитивное, сейчас на всё плевать, голова не работает". Хочется хоть какой-то глубины и уникальности. Видеть одну и ту же схему от мультфильма к мультфильму в малозначимых декорациях весьма и весьма утомляет.