У родителей часто возникает много вопросов, сомнений, страхов по развитию движений ребёнка. Всё ли вовремя? Почему так странно делает движения? Хорошо ли освоил навык? Как исправить?
На что же ориентироваться родителям, когда и мнения у ортопедов, неврологов, педиатров, хирургов отличаются.
А обсуждениях в "мамских чатах"... Порой такого начитаешься... Жуть.
Моторный онтогенез
Ещё его называют ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ
Это процесс ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ развития, совершенствования и деградации двигательных функций человека от рождения до смерти.
🎯 1й ЭТАП - переход младенца из горизонтального положения в вертикальное на первом году жизни.
🎯 2й ЭТАП - становление шага, бега и лазания до 3 - 3,5 лет.
🎯 3й ЭТАП - совершенствование шага и двигательных функций, формирование и стабилизация осанки. Длится до 7-9 лет.
🎯 4й ЭТАП - приобретение специфических двигательных и позотонических паттернов (навыков, привычек, стереотипов), соответствующих ведущим видам деятельности ребёнка / подростка и гормонального созревания. Длиться примерно до 18-22 лет.
🎯 5й ЭТАП - фаза активной эксплуатации сформированных постуральных и двигательных навыков. Оттачивание мастерства. Длится до 35 - 40 лет.
🎯 6й ЭТАП - адаптация двигательных функций к процессам старения и деградации тканей.
В своей познавательной и профессиональной деятельности
я делаю акцент на первые 2 этапа, особенно 1й.
Они являются точкой отсчёта и базой всех движений и положений тела (осанки) человека в ходе каждого дня его жизни.
В этой статье хочу рассказать про верную стратегию развития движений у младенцев на 1ом году жизни.
🎯 1й и 2ой этапы - база всего
Здесь происходит именно то, что вызывает:
- много вопросов, страхов и переживаний у родителей
- противоречий и нестыковок в понимании сути процессов у специалистов
Это тот период, когда ещё не поздно что-то исправить!
Главное вовремя заметить?
Как это заметить, да ещё и родителям?
Для этого необходимо знать нормы МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА.
Их для нас с вами, родителей и специалистов, исследовали, описали, систематизировали, на мой взгляд, великие учёные в ходе многолетнего кропотливого труда.
🤓 Для тех, кто читал эти труды, знакомился с разработанными на их базе методиками:
- весь процесс становления движения ребёнка становится очевиден
- легко заметить даже самые мелкие нюансы на самых первых этапах, когда что что-то хочет пойти не так
- практически при первом взгляде становится понятно, что делать
- появляется мощный механизм реабилитации и для специалистов, и для родителей в повседневной жизни
🥺 Но, далеко не все, даже специалисты, хотят тратить время и средства на изучение этого фундамента.
Итак ставим ЛАЙК 👍 и идём по порядку.
В части № 1 (эта статья) познакомлю вас с понятием и основами исследователями двигательного онтогенеза.
В части №2 (ссылка в конце) рассажу про основные принципы реализации моторного онтогенезе у ребёнка раннего возраста.
Фундаментальные исследования
в области моторного онтогенеза первого года жизни начались ещё в начале и вошли в активную фазу к середине 20го века.
- СНАЧАЛА перечислю 5 "золотых" имен исследователей из разных стран мира, которые внесли колоссальный вклад в это важное дело и создали свои методики.
- ПОТОМ расскажу как обстоят дела у нас в России, и на основе чего старятся методики развития и коррекции у нас.
- В ИТОГЕ придём к выводу, почему в среде наших специалистов нет единого мнения по нормам развития движений и освоений навыков ребёнка.
🤓 Учёный, невролог Вацлав ВОЙТА проводил свои исследования и создал "волшебную" методику реабилитации в Германии, т.к. из родной Чехословакии его за эти исследования выдворили.
Теперь эта одна из самых действенных методик реабилитации "тяжёлых" неврологических и двигательных расстройств и детей.
🤓 Британские физиотерапевт Берта БОБАТ и её муж нейрофизиолог Карл БОБАТ к 1943 году на основании исследований движений и их взаимодействия с мозгом ребёнка создали уникальную методику Бобат-терапия.
🤓 Израильтянин физик-инженер, мастер восточных единоборств Моше ФЕНДЕЛЬКРАЙЗ подошёл к телу и движениям ребёнка с точки зрения биомеханики. Был создан Метод Фенделькрайз. Здесь до тонкостей отражена вся этапнность развития движений ребёнка. На этой базе есть реабилитационная система для детей и взрослых.
🤓 Американка (Калифорния) клинический психолог, помощница и ученица М. Фенделькрайза Анат БАНИЕЛЬ обогатила исследования взглядом с т.з. мозговых процессов и создала свою методику по глубинной реабилитации и содействии в нормальном двигательном развитии именно для детей.
🤓 Чешский профессор, физический терапевт, доктор философии Павел КОЛАРЖ уже в конце 20го - начале 21го века проводил исследования развития движений ребёнка в их взаимосвязи с деятельностью и формированием мозговых структур. На этой базе создал методику DNS-терапия. В силу высокой эффективности она приболела широкую популярность в Европе и Америке, но не в России.
Как обстоят дела нашей стране
К сожалению, в 20ом веке в нашей стране, тогда СССР, такие исследования не проводились и методики развития детей раннего возраста брались из индустрии спорта для взрослых.
Не проводятся эти исследования и сейчас.
Подавляющее большинство детских массажистов и тренеров ЛФК
- работают по методикам разработанным для взрослых спортсменов
- и не знакомы механизмами психомоторного / двигательного онтогенеза
Это не преподают ни в медицинских университетах и училищах, ни, тем более, на курсах массажистов.
Печально, но факт...
Большинство неврологов, ортопедов, хирургов, педиатров, врачей ЛФК, детских массажистов, тренеров:
- руководствуются приблизительным знанием этапов развития движения ребёнка
- используют методики и упражнения тренирующие тело взрослого, а не ставящие моторику ребёнка.
От этого не знания основы и возникают:
- разногласия среди врачей-специалистов и массажистов
- невозможность увидеть причину и первые предвестники патологии
- отсутствие методов профилактики и коррекции на начальном этапе
- а потом домыслы, непонимания, страхи и ошибки в развитии своих детей среди родителей
Знакомство и освоение теории и практики МОТОРНОГО ОНТОГЕНЕЗА сегодня в России - это личная инициатива специалиста, который любит своё дело и хочет повысить эффективность своей работы.
А изучать эту тему не малый и не быстрый труд.
Дорогие родители!
Хотите знать эти этапы, чтобы:
- понимать, что происходит с ребёнком
- не переживать без повода
- не бегать по врачам за диагнозом "Подождём - понаблюдаем"
- дать малышу максимум пользы
👇 Пишите в комментариях,
что Вам это интересно, и я буду описывать их по пунктам в статьях.
🤗 Приходите на очную ДИАГНОСТИК - сессию,
где мы подробно рассматриваем и проживаем на себе выбранный этап.
ЗДЕСЬ расписание ближайших
👩🏫 Записывайтесь на ОНЛАЙН консультацию или диагностику, где подробно разберу все особенности нынешнего этапа развития Вашего ребёнка и намечу верные перспективы.