21 ноября в Музее декоративного искусства прошло торжественное открытие выставки «Придумано и сделано в России», экспонатами которой стали работы, вошедшие в шорт-лист III Всероссийского конкурса-биеннале предметного дизайна. Среди них и светильник RADUGA™ PETRA. Участниками конкурса стали 450 дизайнеров из разных городов России.
Скажем сразу, конкурс оказался для нас не совсем профильным. Практически все представленные работы носят явно выраженный декоративный характер. Не случайно и выставка проходит в Музее декоративного искусства. Особенно это касается категории «Промышленный дизайн. Свет». Большая часть настольных ламп, ночников, бра, люстр в экспозиции сделана вручную. То есть это штучные экземпляры, далекие от серийного производства.
Показательна в этом смысле работа-победитель — серия бумажных светильников Paper Cones, выполненных в технике оригами, от дизайнера Лилии Макаровой.
В коллекции Paper Cones три светильника из тонкой архитектурной бумаги, негорючие свойства которой подтверждены европейским сертификатом M1 и российским пожарным сертификатом КМ1. Эти легкие, почти невесомые конструкции не имеют никаких дополнительных элементов. Форма держится исключительно за счет складок бумаги, а каждая грань становится ребром жесткости. Окрашены они также вручную, методом окунания готового изделия в краску, что позволяет получать уникальные линии краев цвета.
Также жюри отметило минималистичную трековую систему освещения SUPERSLIM компании «Центрсвет». Тонкая полоса трека 11 на 17 мм может устанавливаться на потолок или стену, внешние и внутренние углы для последующей установки любых светильников.
Еще один проект компании, представленный на выставке, разработан известным российским промышленным дизайнером с мировым именем — Димой Логиновым. Сам автор назвал коллекцию AUROOM X «Немного иронии и хулиганства». Это капсула латунных светильников, из которых можно собирать системы освещения самых различных размеров и конфигурации.
Несмотря на ярко выраженную декоративность, нужно отметить стремление авторов придать своим работам максимум функциональности. Так, дизайнеры пробуют совмещать в одном приборе несколько функций. Это, например, торшер-воздухоочиститель FLAP и совместимая с вентилятором модель АэроЛайт Дмитрия Коренькова из Калуги. Ему же принадлежит светильник «Ю-ЛА», совмещающий фоновый свет основания и декоративный от стеклянного диска. В зависимости от положения светильника меняется световой рисунок на стенах.
Среди трендов выставки использование экологичных натуральных материалов. Целлюлоза, глина, фарфор, керамика, стекло… И, конечно, различные породы дерева.
Например, люстра «Город света» выполнена из древесно-волокнистых пластин, ясеня и падука. Источником вдохновения для дизайнера Алены Тощаковой послужили работы Кандинского.
Луб молодой липы использовала для своих «Светил» Елена Татаринцева, пытаясь придать новые смыслы этому материалу с богатым историческим прошлым. Навеянный мотивами северного деревянного зодчества светильник-шишка «Дранка» Ярослава Буйлова изготовлен из промасленной березовой фанеры. Чешуйчатая форма отсылает нас с одной стороны к еловым шишкам, а с другой — к куполам русских церквей.
Яркие цвета отличают работы в номинации «Студийный дизайн». Здесь очень много атмосферных экспонатов. Леденцы, подтаявшие на солнце в светильниках ALCHEMY Нади Зотовой, прикроватная лампа с основанием в виде кинематографичной бутафории «Женщины Педро Альмадовара» Ирины Юновой, люстра «Капель» Натальи Миодушевской.
По словам куратора выставки, руководителя Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства Натальи Логиновой, многие присланные на конкурс работы оказались настолько интересными и красивыми, что эксперты не могли решить, отнести их к промышленному дизайну или искусству. Еще до открытия выставки некоторые экспонаты были приобретены в постоянные фонды музеев.
Как отметили выступающие на открытии эксперты, с момента проведения первого биеннале существенно вырос уровень присылаемых на конкурс работ. Они стали более качественными, добротными, функциональными. И хотя многие экспонаты выполнены вручную, они не производят впечатление примитивных. Скорее элитных, эксклюзивных, выполненных на заказ.
Директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова отметила, что в этих объектах красота, польза, функциональность и предназначение сочетаются наилучшим образом, благодаря чему они будут востребованы потребителем.
Выставка «Придумано и сделано в России» откроется для посещения 22 ноября и продолжит работу до 1 марта 2023 года. Место экспозиции Всероссийский музей декоративного искусства.