Найти в Дзене

Ozon: стоит ли инвестировать?

Оглавление

В первом полугодии 2022 года россияне потратили 2,2 трлн. рублей на российских онлайн-площадках. При этом большую часть покупок они совершали на маркетплейсах, в частности на Ozon.

Недавно компания опубликовала финансовые результаты за 3 квартал и 9 месяцев 2022 года, и они разочаровали инвесторов. С чем связана такая реакция — разбираемся в статье.

Ozon Holdings PLC — интернет-компания, предоставляющая многопрофильную онлайн-платформу электронной коммерции на территории РФ. На маркетплейсе Ozon.ru представлено до 1,6 млн товаров, а количество активных пользователей в день составляет 1,5 млн.

Преимуществами компании является широкий ассортимент товаров по конкурентоспособным ценам. Основные конкуренты — Wildberries, Lamoda, Beru, AliExpress.

Напомним, что акции Ozon торгуются на Мосбирже в виде АДР (американские депозитарные расписки) и их могут купить только квалифицированные инвесторы. Акции на СПБ Бирже в данный момент заблокированы.

В 2021 году Ozon занимал второе место в рейтинге крупнейших интернет-магазинов России. В этом году он продолжает наращивать темпы роста заказов и количество клиентов, но разрыв с Wildberries достаточно большой:

Рейтинг крупнейших российских интернет-магазинов за 2021 год.
Рейтинг крупнейших российских интернет-магазинов за 2021 год.

Анализ текущего состоянии компании.

  • Выручка.

Выручка Ozon складывается из комиссий с каждой продажи, доходов от доставки товаров покупателям и доходов от оказания дополнительных услуг.

Во 2 квартале доход от услуг превысил доход от продажи товаров. Это произошло за счет большего разнообразия услуг, предоставляемых более широкой базе продавцов. Наибольший прирост в выручке дала комиссия за продажи на маркетплейсе.

Выручка также демонстрировала положительную динамику в 3 квартале и за 9 месяцев с начала 2022 года — 48% и 64% прироста.

Отчет компании за 3 квартал и 9 месяцев 2022 года.
Отчет компании за 3 квартал и 9 месяцев 2022 года.

Также стоит обратить внимание на показатель совокупной стоимости товаров, проданных на торговой площадке за определенный период времени без учета возвратов, обмена и скидок (GMV). Он вырос на 74% за 3 квартал и на 98% за 9 месяцев.

Отчет компании за 3 квартал и 9 месяцев 2022 года.
Отчет компании за 3 квартал и 9 месяцев 2022 года.
  • Убыток.

Последние годы убыток у компании только рос — в 2021 году он составил 56 779 млн, а по итогам 3 квартала 20,718 млрд. рублей, рост по сравнению с прошлым годом +48%.

Половина убытка — ущерб от пожара, который случился в августе этого года на одном из распределительных складов в Подмосковье. Он составил 10,785 млрд. рублей. Важно понимать, что это разовые расходы. Реальный чистый убыток сокращается и это хорошая тенденция.

Финансовая устойчивость.

Что касается финансовой устойчивости, то доля СК не имеет четкой динамики. В 2022 году показатель снизился до минимального уровня 5,1%. Это значит, что у компании высокая долговая нагрузка. При этом основная часть денежных средств находится в валюте.

-5

Инвестиционная оценка.

Озон можно назвать классической компанией роста — средний темп прироста выручки за последние 4 года составляет 69%. Но компания убыточна. Поэтому оценивать ее стоит по показателю P/S — отношение капитализации компании к ее выручке за год.

-6

P/S Ozon — 1, 057, компания оценена достаточно высоко по отношению к среднеотраслевым показателям в России — 0.29. Здесь нужно понимать, что оценка немного искажает картину, так как Озон находится в группировке классического ритейла, где традиционно низкие P/S.

Если сравнивать Ozon с иностранными конкурентами, то здесь компания выглядит недооцененной, даже по отношению к китайским и бразильским компаниям. Но здесь стоит учитывать, что в России доля электронной коммерции составляет всего 11,2%. Это означает, что перспективы развития российских маркетплейсов гораздо выше.

Выводы:

➡️ Озон — компания роста, которая имеет отличный потенциал развития.

➡️ На данный момент компания убыточна, но реальный чистый убыток сокращается.

➡️ У компании высокая долговая нагрузка, и большая часть денежных средств находится в валюте.

➡️ Компания следует стратегии увеличения рыночной доли и увеличивает расходы на технологии и маркетинг. А это — инвестиции в будущий рост.

➡️ Депозитарная расписка несет в себе дополнительные санкционные риски для инвесторов, но они компенсируются долгосрочным потенциалом.

// Данный разбор не является персональной инвестиционной рекомендацией!

Еще больше аналитики и экспертных разборов можно получить в нашем Клубе инвесторов. Чтобы узнать, как стать участником Клуба, кликните по ссылке:

Клуб инвесторов Fin-plan

А если хотите разобраться, как грамотно инвестировать на фондовом рынке во время кризиса, приходите на наш бесплатный вебинар. Там мы делимся собственной стратегией инвестирования и разбираем основные ошибки инвесторов, которые ведут к просадкам и потере капитала.

Регистрация на вебинар здесь ⤵️

Антикризисный вебинар. Куда инвестировать