Художник и его муза шагнули в вечность вместе, они неразделимы, навсегда, навеки. Земная жизнь их давно закончена, но остались картины, написанные ими совместно: рукой Карла Брюллова и красотой Юлии Самойловой. А может эти двое встретились лишь для того, чтобы увековечить красоту Юлии в веках? Ведь смотря на картины Карла Брюллова мы невольно вспоминаем и бунтарку графиню, покорившую своей красотой Россию и Италию. Она вдохновляла его на творчество, спасала, любила и не позволила потомкам забыть о своем существовании, ведь ее образ навеки запечатлен на его гениальных полотнах.
Родилась Юлия Павловна Палей в 1803 году в каком –то военном гарнизоне. Генерал Павел Палей устроил похищение своей возлюбленной Марии Сквавронской, представительницы богатого и знатного рода, находящегося в родстве с Екатериной I и князем Потёмкиным. Отчимом у Марии Сквавронской был блистательный и богатый итальянский вельможа Юлий Литт. Поговаривали, что падчерицу и отчима связывали не только семейные, но и более близкие отношения. Слишком рано родилась дочь генерала Палея и слишком много итальянского было в русской красавице.
Брак Мэри Сквавронской и Павла Палея продлился два года. Мать Юлии уехала за границу и вела там свободный образ жизни, а отец встречаться с дочерью не стремился. Юля воспитывалась у деда и бабки в Петербурге. Юлий Помпеевич Литта (так итальянца звали в России) очень любил свою внучку, а внучка уж очень была похожа на деда. Ближе человека чем дед у Юли не было.
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна не любила жену своего старшего сына. Неприязнь к Елизавете Алексеевне зародилась давно, когда еще жива была Екатерина Великая, которая искренне любила жену старшего внука и сама выбирала ее в жены Александру, не считаясь с мнением матери. Мария Фёдоровна завидовала ее изысканной, но не броской красоте. А когда ее старший сын стал императором Александром I, а ненавистная невестка императрицей, ревность усилила и любовь подданных к молодой императрице. К тому же Елизавета Алексеевна выучила трудный русский язык, на котором изъяснялась без акцента, что никак не удавалось Марии Фёдоровне. Для того, чтобы поставить невестку «на место», все способы были хороши.
Во фрейлины к императрице Мария Фёдоровна выбрала Юлию Палей, зная страсть своего сына к жгучим брюнеткам. В Юлии все было слишком, слишком высокий рост, слишком густые и черные волосы, слишком шикарные формы и слишком вызывающая красота. Красота фрейлины императрицы затмевала всех дам при дворе. А сама императрица на ее фоне выглядела маленькой постаревшей девочкой. Мария Фёдоровна достигла своей цели. Юная фрейлина стала фавориткой Александра I, который не мог пройти мимо и остаться равнодушным к такой красоте.
Фрейлиной императрицы Юля стала с благословения деда, это случилось в 1818 году. Итальянец делал все, чтобы судьба его любимой девочки была устроена самым блестящим образом.
Что случилось между императором и Юлией достоверно неизвестно, но состоялся серьезный разговор Александра I и Юлия Литты, после которого дед увез любимую внучку в Италию.
В Италии девушка расцвела, страстно полюбила оперу, путешествия и в любовных приключениях себе не отказывала. Роман случился с композитором и тенором Неаполитанской оперы Джованни Пачини, который стал ее верным рабом и спутником в поездках по Италии. Пачини был женат, к его маленькой дочери Юля очень привязалась.
Литта очень беспокоила распутная жизнь его девочки, надо было как можно скорее найти для нее подходящую партию. Чем он и занялся, вернувшись с внучкой в Петербург. Юлия была неутомима, танцевала на балах не уставая, в то время, когда ее кавалеры валились с ног, она только меняла бальные туфельки, брала на бал не менее пяти пар. Если каталась на коньках по замершей Неве, то так, что лед трещал. Но главной ее страстью была верховая езда. К ней сватались многие, все получали отказ, расставаться со свободой красавица не желала.
Графа Николая Александровича Самойлова можно было назвать баловнем судьбы. Богат, молод, прекрасно сложен и красив, да и карьера благодаря его влиятельной матушке складывалась как нельзя лучше. Он давно был влюблен в Александру-Римскую-Корсакову и лелеял надежду на ней жениться, невеста была согласна. Только вот графиня Екатерина Сергеевна Самойлова никак не могла благословить брак сына с бесприданницей, которая к тому же и в девках засиделась, Александре было 23 года. Николай матери боялся, разгневавшись она могла и без наследства оставить. Граф любил комфорт, попойки и кутежи с цыганами, игру в карты. Играл как правило в долг, а многочисленные кредиторы графа желали получить свои деньги.
Удачную партию для Юлии Палей подыскивал сам государь. Юлия отвергала все предложения, она была богата и свободна, что же еще желать, в муже не нуждалась и совершенно не считала свое положение позорным. Александр I предложил графу Самойлову посвататься и намекнул, что на сей раз осечки не будет, дед Юлии согласен принять сватовство графа. Литта готов был устроить будущее Юлии независимо от ее желания-для ее же блага в конце концов.
Сыграли пышную свадьбу , посаженным отцом на которой был император Александр I. Постаревший император исполнял свой долг, выдавал замуж бывшую фаворитку. Это был брак равных по происхождению, красоте и богатству.
Супруги возненавидели друг друга настолько яростно, что о скандалах в почтенном семействе судачил весь высший свет Петербурга. Ссорились страстно и бесстыдно и за каждым из них тянулся шлейф любовных похождений. Через три года разъехались в разные стороны. Юлии Павловне удалось вернуть свое приданное.
После жарких боев с супругом, графиня Самойлова отправляется в любимую Италию. В Риме она узнает скандальную историю русского художника, из -за любви к которому покончила с собой его натурщица. Юля почувствовала родную душу.
Карл Брюллов родился в Петербурге, его отец Поль Брюллов преподавал в Академии художеств, где учились его сыновья. Старший Александр стал известным архитектором, Карл, поступивший в Академию художеств в возрасте 10 лет, стал художником.
После скандала, связавшего его имя с покончившей с собой натурщицей, Карл уехал во Флоренцию и находился в удрученном состоянии. И вот однажды на приеме у князя Гагарина, Брюллов встретил женщину похожую на Диану-охотницу, да и на всех богинь Олимпа сразу.
Узнав о желании художника написать картину о гибели Помпее, черноволосая богиня согласилась отправиться с Карлом на место помпейских раскопок. Эти двое узнали и поняли друг друга без слов, встретились две страстные натуры.
На картине «Последний день Помпеи» художник запечатлел Юлию четырежды. Великая сила любви. Юлю можно узнать в красавице брюнетке, упавшей на мостовую, в женщине, укрывающей собой двух дочерей, в девушке с кувшином. Эта картина стала гимном их любви.
Успех картины был огромным не только за границей, но и в Петербурге. Брюллов был признан гением. Картина «Последний день Помпеи» стала апофеозом его славы. Больше ничего подобного он не напишет. Может еще и потому, что влюбленные расстались, поняв невозможность жить друг с другом. Письма от графини Самойловой Брюллов получал регулярно:
«Никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя, как твоя верная подруга…»
Мой дружка Бришка… люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе приверженная Юлия Самойлова».
«Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня-самая драгоценная вещь на свете!»
Пока Брюллов наслаждался заслуженной славой в столице Российской империи, Юлия Самойлова время зря не теряла, встретившись со своим старым приятелем композитором Пачини и узнав, что тот овдовел и остался с двумя малютками на руках, графиня уговорила его отдать ей дочерей и официально оформить необходимые бумаги. Так дочери итальянца Пачини стали воспитанницами графини Самойловой, которая получила полное право увозить их в Россию, устраивать их жизнь и заботиться о девочках. Она всегда получала все что хотела.
В Россию она вернулась в сопровождении двух воспитанниц. Одним из поклонников графини был гениальный Пушкин, он посвящал ей стихи и уверял, что способность Юлии плевать на общественное мнение есть признак необыкновенной личности.
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.
Подруг у нее действительно не было, Юлия любила только мужчин, а женщины ее на дух не выносили. Состояние Юлии Павловны со временем только возрастало, она получила наследство от бабушки.
Имение Самойловой было перестроено с необыкновенным шиком. Перестройку поместья Юля поручила старшему брату Карла Брюллова Александру. Карл Брюллов продолжает писать портреты Юлии.
А в салонах Петербурга обсуждают непристойные забавы в поместье Юлии Павловны. Несмотря на постоянные скандалы, ездить к графине не переставали, ведь там столы ломились от яств и никогда не бывало скучно. Дошло до того, что император Николай I настоятельно попросил скандальную графиню убраться из Петербурга. Самойлова уехала в Италию, воспитанницы отправились с ней.
В Россию она вернется после смерти любимого деда, (оставившего ей наследство в обход всех итальянских родственников), да и с другом Бришкой произойдет несчастье.
Художник Брюллов был очарован восемнадцатилетней Эмили Тимм. Сватовство сорокалетнего художника было принято благосклонно. После женитьбы невинная и нежная невеста показала себя во всей красе. Оказалось, что у Эмилии был и есть постоянный любовник, им был ее отец Федор Тимм. Человек растливший свою дочь, расставаться с ней не собирался, отношения продолжились и после свадьбы. Жить в такой мерзости Брюллов не смог, объяснять причину своего побега из супружеского дома тоже не было сил. Поползли слухи, что он бьет молодую и прелестную жену. Очень дорого стоил развод для здоровья и нервной системы Карла Брюллова.
Услышав о неприятностях своего Бришки, из Италии примчалась графиня Самойлова. Она умела дружить как мужчина. И ей удалось справиться с его черной меланхолией, спасти уязвленное мужское самолюбие и вернуть радость жизни. Карл Брюллов вернулся к жизни и творчеству.
Графиня путешествовала по Европе, ненадолго останавливаясь в полученных по наследству имениях. Воспитанницы выросли и стали ей не интересны, ну как не интересны, на их фоне она чувствовала себя старой. Юлия Павловна отчаянно не желала стареть, окружала себя молодыми людьми и чем старше становилась сама, тем моложе становились ее любовники.
Тенор Джованни Пери был молод и необыкновенно хорош собой. Стареющая красавица изменила своим собственным правилам и венчалась с молодым певцом. Венчались по католическому обряду- Юлия сменила веру. А это без последствий обойтись не могло, сменив веру, она лишилась права на русский титул и все имущество, оставшееся в России. Теперь она просто синьора Джулия Пери.
Последняя любовь Юлии Павловны продолжалась три года. Молодой супруг умер от чахотки. После смерти мужа Юлия задумалась о возврате титула, самым простым способом сделать это, снова выйти замуж. Французский дипломат граф Шарль де Морне казалось был подходящей партией, но он потребовал огромные деньги. Оказалось, что Юлия разорена, нет она не нуждалась, но теперь ей приходилось быть экономной, а для человека, привыкшего сорить деньгами это было катастрофой.
Воспитанницы подали на нее в суд, девушек можно понять, барыня обещала им безбедную жизнь, а потратила свое огромное состояние на развлечения и молодых возлюбленных. Запутанная и скандальная тяжба длилась несколько лет. В результате никто ничего не получил.
Юлия скончалась в Париже и похоронена на кладбище Пер-Лашез. Она не продала ни одной картины Карла Брюллова, сохранила все. Несмотря на материальные трудности сохранила картины своего Бришки. Ведь это были картины, написанные ими совместно. Ее красота вдохновляла его талант.