Как вы уже знаете, с 1 января 2023 года начнет свою работу новый Фонд Пенсионного и Социального Страхования (ФПСС), созданный путем объединения двух старых фондов ПФР и ФСС.
Изначально, когда презентовали идею создания данного фонда, делали акцент на том, что его создают с целью оптимизации административных расходов: расходы на содержание нового фонда должны быть меньше, чем расходы на два старых.
Уже тогда эксперты усомнились в этом и говорили, что это объединение мало что изменит:
И вот, фонд создан, и сейчас впервые принимается его бюджет на предстоящие 3 года. Он уже находится на рассмотрении в Госдуме и прошел первое чтение, так что, вряд ли претерпит какие-то значимые изменения. Вот скрин непосредственно с сайта Госдумы.
Ну и что вы думаете? Сократились расходы на содержание фонда? Правильно, они только выросли!
Итак, что сказано в бюджете. Во-первых интересен тот факт, что в бюджете расходы на содержание фонда определяются не в рублях, а в процентах от всех расходов фонда. Ну, конечно, в рублях их тоже можно рассчитать, зная сумму общих расходов, но сам факт.
Это означает, что рост расходов фонда автоматически влечет за собой рост расходов на его содержание. Простыми словами, чем большие суммы пенсий и соцвыплат будут получать граждане, тем больше будут зарабатывать сотрудники фонда. Ну просто "процент от продаж" какой-то, как у менеджеров торговых компаний.
Вот смотрите, численность пенсионеров, которых обслуживают сотрудники фонда, с каждым годом будет только сокращаться. Это тоже заложено в бюджет.
Чем меньше людей, тем, по идее, должно быть легче их обслуживать, тем меньше сотрудников для этого требуется. Но общий бюджет фонда будет расти, например, из-за индексаций пенсий и соцвыплат. И из-за этого сопоставимо будут расти все расходы на содержание фонда.
То есть, ФПСС будет обслуживать все меньше людей, но обходиться это будет все дороже.
Что в цифрах. Расходы на содержание фонда, заложенные в бюджет, составят 1,3% от общих расходов. Может показаться, что это немного. Но здесь снова напомню, что изначально планировалась цифра 1% (по ссылке в начале писал об этом), а тут она стала уже 1,3% - на 30% больше.
В процентах это кажется немного, а сколько в деньгах? А в деньгах это в 2023 году - 175,5 млрд рублей (1,3% от 13,5 трлн), в 2024 году - 185,9 млрд рублей (1,3% от 14,3 трлн) и в 2025 году - 194,6 млрд рублей (1,3% от 14,97 трлн).
Расходы на содержание фонда за 2023 год вырастут на 5,9%, а за 2024 год - на 4,7%. Если ничего не поменяется. Ну это что-то в районе прогнозируемой инфляции.
А теперь сравним с расходами на содержание ПФР и ФСС в 2022 году. Это 122 млрд рублей и 31 млрд рублей соответственно. То есть, в сумме 153 млрд рублей. А уже в 2023 году расходы на новый фонд составят 175 млрд рублей - вырастут на 22 млрд или на 14,4%.
Таким образом, никакой экономии от объединения фондов нет от слова совсем. Расходы на содержание остаются такими же, и с каждым годом они все так же растут примерно на размер официальной инфляции, в этом плане не изменилось вообще ни-че-го.
Тогда может возникнуть вопрос: а для чего тогда объединяли фонды? Ну, какую-то цель же этим преследовали?
Наиболее логичным мне видится следующий ответ. Они решили добавить профицитный бюджет ФСС к дефицитному бюджету ПФР. То есть, финансировать выплату пенсий за счет социальных взносов. Так сказать, нашли новый источник финансирования.
Потому что, смотрите. На все последующие годы, включая текущий, бюджет ПФР дефицитный.
А бюджет ФСС, наоборот, профицитный.
Вот и "перебросили" профицит для покрытия дефицита. И ни о какой экономии расходов там и речи не идет. А ведь, при другом подходе можно было, действительно, так существенно их сократить при объединении фондов... Но момент уже упущен.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!