Удивительный пример напрасно потраченных средств и человеческого труда. Задачей этих заграждений было воспрепятствовать подходу десантных плавсредств, а если высадка всё же произошла, то максимально затруднить продвижение вражеской техники. Вот принципиальная схема системы заграждений, лучше кликнуть по ней мышкой:
Так это выглядело в реале:
С другой точки зрения. Тут виден практически весь набор:
Надо помнить, что в данной местности существовали довольно приличные колебания уровня моря из-за приливов и отливов, поэтому надо было учесть и этот момент.
На схеме не указаны, но на больших глубинах располагались поля обычных морских якорных мин. Преодолевшие их десантные суда поджидали вкопанные вертикально столбы с тарельчатыми минами на верхушках:
Процесс их установки:
А знаете, зачем тут шланги? Немцы использовали воду под давлением, чтобы вымывать ямы для установки столбов. 3 минуты - и готово. Копром забивать было гораздо дольше.
Далее так называемые "чешские ежи", впервые применявшиеся чехами при защите своих границ. Это конструкции из стального профиля с утяжелениями на нижних концах из бетона:
Потом идёт пояс "Бельгийских ворот", вот пример одних из сохранившихся:
В английском тексте о них пишется так: Эта конструкция была идеей генерала Леона Эдмона де Куанте де Филлена для использования в линии Мажино. Ворота могли быть соединены с забором. Когда на него накатывался танк, ворота блокировались и становились прочной стальной стеной вокруг танка.
Понять принцип их действия я так и не смог
Далее ещё один ряд столбов с минами на верхушках и наклонные рампы из брёвен, тоже оборудованных тарельчатыми минами. Так называемые Hemmbalken. Вот на снимке их демонстрируют генерал-фельдмаршалу Роммелю:
А здесь ему же показывают образцы бетонных заграждений:
Потом ещё ряд "Чешских ежей", а далее искусственная дюна из гальки и песчаного вала, что оказалось довольно неприятным препятствием для танков того времени. Как с ними боролись союзники, я расскажу в следующей статье.
Ну и последним сюрпризом перед береговыми обрывами были спирали колючей проволоки.
Кроме того, по инициативе того же Роммеля, в прибрежной местности, пригодной для посадки десантных планеров, устанавливалась так называемая "Спаржа Роммеля" - вертикальные столбы, вершины которых соединяли колючей проволокой. На квадратный километр приходилось около 1000 столбов:
Всего такой "спаржи" установили несколько миллионов штук!
Кроме того, места вероятной высадки нашпиговывали противопехотными минами, особо гадостными были "Шпренг-минен", перед взрывом подскакивающие на высоту примерно 1 метра.
Сапёр с такой миной:
Роммель планировал установку порядка 60 млн. мин. Кроме того, уже на набережных устанавливались «Hemmkurvenhindernis» Type 388S01:
Их изготавливали из рельсов, на 1 км требовалось 176 таких устройств.
Что же противопоставили союзники? Высадку производили во время отлива, когда большая часть препятствий обнажалась. Были и другие приёмы, о которых в следующий раз.
А в общем, что могло противостоять такой лавине? Правда, снимок сделан явно не в первые дни высадки:
...............................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь