Когда слушаешь рассказы о Великой Отечественной войне, и том времени, которое наступило после нее, иногда поражаешься несправедливостью по отношению к некоторым героям той войны.
Кому-то повезло пройти проверку НКВД после попадания в плен,но ему не хотели возвращать заслуженные награды. Кому-то и вовсе не поверили, что он в плен попал случайно, и его отправили в лагерь для преступников.
А одному из лучших снайперов фашисткой Германии простили убийства красноармейцев за то, что он якобы после войны хорошо работал в советском народном хозяйстве.
Гитлерюгенд
Суткус был родом из Восточной Пруссии. Родился он в 1924 году, а когда пришла пора получать гражданство Германии, ему в этом отказали.
Его отец был литовцем по национальности, а следовательно, Суткус никак не мог быть немцем. У семьи была собственная ферма, но парню никогда не нравился тяжелый крестьянский труд.
Когда был создан Гитлерюгенд, молодой человек с радостью покинул свой дом, и записался в организацию. Ту-то и проявился его талант стрелка. Школу ему пришлось бросить, когда началась Вторая мировая, Суткус нашел себе работу, но продолжал улучшать свои навыки стрельбы.
Восточный фронт
В 1943 году его призвали на военную службу, где смогли разглядеть в нем будущего снайпера. Его направили в специальную школу. Располагалась она в городе Вильнюсе, а обучали будущих метких стрелков на примере фильмов,снятых о снайперах Советского Союза. В 1944 году Суткус был уже готов к отправке на фронт.
Убивать красноармейцев для него проблемы не составляло, но литовец стараться охотиться за красными командирами. Именно они вели своих солдат в атаку, и первыми поднимались над окопами во весь рост. 209 человек – таков был счет Суткуса убитых им красноармейцев.
Гражданин Советского Союза
Награды не заставили себя ждать – два Железных креста и нашивка снайпера из золота. Перед самым окончанием войны он все же получил ранение, и находился на излечении, когда Гитлер был повержен.
Немецкий госпиталь захватили военные из США, а Суткус теперь был военнопленным. Но в плену его держали не долго, и отпустили на все четыре стороны. Он отправился к матери в Лейпциг, где та сумела ему выправить документ, что он простой фермер, и на войне не был.
Из Германии Суткуса вместе его мамашей выслали в Литву. Ему стало известно о «лесных братьях», но поскольку парень никогда не был глупцом, он понимал всю бесполезность их борьбы, поэтому участие в ней принимать не стал.
Вскоре советские власти Литвы занялись уничтожением тех, кто скрывался в лесах, а тех, кого заподозрили в помощи им, и вовсе стали высылать в Сибирь.
Самого Суткуса не тронули, а его женщину, с которой он жил гражданским браком, из республики выслали, и бывший снайпер отправился с ней вместе за компанию. Им пришлось много работать,но Суткус не жаловался, и молча сносил все невзгоды.
Чекисты о его «подвигах» все же узнали, с ним провели беседу, но позволили спокойно трудиться дальше, потому что поверили, что он встал на путь исправления. Ему даже удостоверение личности Советского Союза выдали.
В 1969-м Суткус тайно посетил посольство ФРГ в Москве, и попросил позволить ему стать гражданином этой страны. В КГБ об этом узнали, но опять же ограничились только беседой. Уехать в Германию ему удалось в 1991-м году, где он прожил до 2003-го года.