Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад
Подписаться

Необычный бой кавалерии США против стада бизонов

Если бы бизоны были настолько разумны, что осознано решились бы атаковать подразделение армии США, то нельзя было выбрать местность лучше той, что пролегает между городками Чейс и Грейт-Бенд в штате Канзас. Там, где сегодня ровную как стол, всю в квадратах полей прерию пересекает трасса US Route 56, 165 лет назад своими многочисленными колеями прорезал торговый путь из Миссури в Санта-Фе. Здесь было совершенно негде укрыться и занять оборону, и люди, застигнутые врасплох огромной массой бегущих бизонов, должны были неминуемо погибнуть.

В тот майский день 1857 года, 4 роты 1-го кавалерийского полка США с обозом из фургонов, 56 вьючных мулов и стада мясного скота (ходячих консервов) переправились через полусухое русло Кау-Крик, оставили позади невысокие песчаные холмы Плам-Баттс и вышли на прямой участок пути к вершине Большой излучины (Грейт-Бенд) реки Арканзас. Командовал этой колонной майор Джон Седжвик, офицер с 20-ти летним стажем, ветеран Семинольской и Мексиканских войн, однако всего лишь два года назад переведённый в кавалерию из артиллерии, и не имевший опыта маршей и боевых действий на Великих равнинах. На счастье, Седжвика одной из рот (Е) командовал капитан С. Д. Стерджис, который большую часть карьеры провел, служа именно на Западе.

Ничто не предвещало нарушения спокойного порядка продвижения колонны. Кавалеристы шли в авангарде и мерно покачивались в седлах, а обоз и мясное стадо растянулись длинной вереницей позади, как вдруг на северной стороне горизонта появилась темная, подвижная полоса. Вскоре стало ясно, что это огромное стало бизонов. Вообще-то, в это время года бизонам полагалось мигрировать в обратном направлении, но по какой-то причине они впали в панику и в быстром темпе двигались на юг.

Дальнейшие события лучше всего передать словами непосредственного очевидца, рядового роты "Е" 1 кав. полка, Роберта Пека.

Седжвик, хотя и являлся заслуженным офицером, отдавшим двадцать лет жизни артиллерии, не имел большого опыта действий на равнинах. Поэтому вид этой коричневой массы животных – настолько огромной по протяженности, что мы не могли видеть ее конца ни на флангах, ни в глубину – в грохоте и пыли, несущейся на нас неудержимым потоком, заставил его побледнеть, и он обратился Стерджису: «Стерджис, что нам делать

«Сейчас неподходящее время для объяснений, майор, - ответил капитан, - временно передайте мне командование, и я вас проведу через это».

«Командуйте, капитан, командуйте, и отдавайте приказы», - нетерпеливо воскликнул Седжвик.

Не успело последнее слово вылететь из уст Седжвика, как Стерджис уже отдавал приказы: «Горнист, передайте мое почтение командирам рот и скажите, что командует капитан Стерджис. Затем поспешите обратно к обозу так быстро, как только сможете, передайте мое почтение квартирмейстеру и скажите ему, чтобы бы он быстро собрал фургоны вместе, на как можно меньшем пространстве головами упряжек на юг, с мясным скотом внутри образовавшегося загона».

Бизоны приближались с севера. Еще через мгновение Стерджис приказал всем развернуться кругом и галопом вернуться к обозу.

В этот момент бизоны находились от нас примерно в двух милях (3,2 км) или может чуть больше. Достигнув обоза, который спешно строился в загон, с мясным стадом внутри, как было приказано, Стерджис остановил нас и скомандовал: «Спешиться, будем сражаться пешком!» Таким образом, четвертый номер держал лошадей трех солдат своего расчета. Мы быстро "построились в шеренги", после того как разошлись, и затем маршем, на "двойной скорости", прошли около ста ярдов, чтобы встретить бизонов. Затем наши фланги были отброшены назад, придав нашему строю форму огромной буквы V, острием в сторону приближающегося стада, а косые палочки буквы V прикрывали наших лошадей и обоз.

Кавалерия США против бизонов
Кавалерия США против бизонов

Стадо приближалось, неслось прямо на нас, заставляя дрожать землю, и представляло собой сплошной фронт, насколько мы могли видеть, от горизонта до горизонта. Для меня это было страшное зрелище, ибо я подумал: «Что останется от нас, когда эта плотная лавина рогов и копыт пронесется над нами?» Мне говорили, что мы должны разделить стадо, стреляя по нему, но я не понимал, где бизоны найдут столько места, чтобы разделиться, ведь они были так тесно прижаты друг к другу.

Однако, когда была дана команда: "Открыть огонь", мы вылили в их морды такой поток огня и свинца из винтовок Шарпа, что бизоны сделали невозможное: они разделились, произошла дикая давка, животные буквально залезали друг на друга, чтобы избежать нашего испепеляющего огня, и таким образом отдали нам кусок свободного пространства для нас, наших лошадей и обоза, при этом могучий поток из коричневой шерсти огибал на слева и справа без ощутимого уменьшения скорости.

Мы стояли на месте, заряжая и стреляя так быстро, как только могли, ящики с патронами все подносили и подносили из фургонов с боеприпасами и ставили позади каждой роты, чтобы обеспечить нас всем необходимым, и временами казалось, что, несмотря на все наши усилия, мы обречены быть захлестнутыми этим живым смерчем. Пыль, которую подняло стадо, часто ослепляла и нас, и бизонов, и мы отступали назад, дюйм за дюймом, пока не оказались тесно прижатыми к нашим лошадям и повозкам, когда вдруг мы испытали настоящее облегчение, увидев, что грозная масса бизонов начала редеть, и были рады услышать команду «Прекратить огонь»".

Опасность, связанная с бизонами, миновала, оставив вокруг нас землю покрытую мертвыми и сильно покалеченными животными, в то время как многие раненые бизоны шли, прихрамывая, за стадом, скрывшимся вдали. Я слышал, как один из офицеров сказал, глядя на часы, что от команды "Начать огонь" до команды "Прекратить огонь" прошло чуть меньше получаса, и все это время бизоны двигались, не сбавляя темпа.

Мы разделали и уложили в повозки самое вкусное и нежное мясо нескольких молодых бизонов, а остальных убитых и покалеченных животных оставили для грандиозного волчьего пиршества, а затем двинулись дальше к Большой излучине Арканзаса, где разбили лагерь на берегу реки. Конец отрывка.

Несколько примечаний

Насколько мне известно данный случай один из самых первых примеров успешного использования казнозарядного, нарезного оружия при отражении массированной атаки, пускай даже бизонов. Однако согласитесь, что несколько тысяч, а может несколько десятков тысяч животных весом от 450 кг до 1000 кг, бегущих со скоростью до 70 км/ч сплошным фронтом это будет посильнее атаки любой кавалерии мира и туземного войска против горстки белых солдат, а в описанном выше бою кавалеристов было от силы 250 человек, из которых четверть была занята удерживанием лошадей.

Винтовка Шарпа, с помощью которой удалось отразить атаку бизонов, это конечно же нарезной карабин Шарпа с клиновым затвором, стреляющий пулей .52 калибра (13,2 мм) весом 475 гран (30,7 грамм). Он больше известен, как "Библия Бичера" по кровопролитному гражданскому противостоянию в Канзасе. Небольшую партию (250 шт.) изделий Шарпа заказала и армия США, приняв его под индексом М1853. Ясно, что не все роты 1-го кав.полка имели на вооружении "шарпсы", большинство были вооружены карабинами Холла М1819, которые по своим "бумажным" характеристикам были почти идентичны М1853.

Капитан Самуэль Д. Стреджис (1822-1889), принял активное участие на начальном этапе Гражданской войны в США (1861-1865) и дослужился до генерал-майора добровольческих сил Союза. В 1869 году он стал полковником 7-го кав.полка, но больше занимался хозяйственно-административной работой, а в поле частью командовал печально-известный подполковник Джордж А. Кастер, который и угробил большую часть полка при Литтл-Биг-Хорн. Джон Седжвик (1813-1864) стал командующим одного из корпусов Потомакской армии. К 1864 году он несколько устал от войны, но не лишился отваги и мужества, за что и пострадал в начале битвы при Спотсильвейни, когда вражеский снайпер влепил ему пулю под левый глаз.

P.S. Напоминаю, что за публикациями канала Фронтир и Дикий Запад можно следить в Телеграмме и ВКонтакте.