Найти тему
Живопись

Эссе об артефакте, меняющем историю Европы

Лесной массив близ города Небра имеет давнюю и прочную репутацию. Многочисленные и крайне ценные археологические находки, десятилетиями извлекаемые из местного грунта, создали ему репутацию безотказного поставщика музейных экспонатов, относящихся к ранним периодам становления западноевропейской цивилизации. А заодно напрочь избаловали местных историков и искусствоведов!

Во всяком случае, мы не видим другой причины, по которой феноменальная находка, совершенная (скажем так) «не-очень-белыми копателями» под сенью здешних дубрав всего за несколько часов до наступления нового тысячелетия (и почти сразу же конфискованная бдительной немецкой полицией), до сих пор не получила достойной оценки и адекватного освещения. Ибо небольшой металлический предмет, найденный при помощи банального металлоискателя, фактически переворачивает все представления современных историков о людях, живших на территории Европы тысячи лет назад!

Ян Вермеер, «Астроном», около 1668, холст, масло, 51 × 45 см, Лувр
Ян Вермеер, «Астроном», около 1668, холст, масло, 51 × 45 см, Лувр

На тот раз в руки любителей старинных артефактов (особенно в части их выгодной перепродажи) попало немало любопытного. Бронзовые украшения, инструменты, предметы быта… Потому неудивительно, что главная «добыча» авантюристов на некоторое время затерялась среди прочего конфиската. Небольшая округлая пластина в три десятка сантиметров шириной и пару килограммов весом, возраст которой составляет по меньшей мере три с половиной тысяч лет. На поверхности из медного сплава бирюзового оттенка, поблескивали золотые изображения Солнца, Луны и звёзд, а также две золотые (или позолоченные, не суть) координатные «шкалы», расположенные по периметру композиции ради определения взаимного расположения небесных светил. Вдобавок эти шкалы разнесены друг относительно друга под углом, точно отображающим расхождение Солнца и Луны в дни солнцестояний на данной географической широте.

Изображение артефакта из леса близ города Небра
Изображение артефакта из леса близ города Небра

О чём это нам с Вами говорит? Да о том, что данный конкретный диск совершенно точно был изготовлен и применялся неподалёку от места своего обнаружения. А не был привезён откуда-то с берегов Средиземного моря, как предполагает ряд наших донельзя уважаемых коллег.

Вопрос об аутентичности находки окончательно сняли приглашенные эксперты, датировавшие изготовление артефакта серединой второго тысячелетия до нашей эры...

Фердинанд Лике, «Путешествие Зигфрида по Рейну», 1908, холст, масло, 120 х 120 см, частная коллекция
Фердинанд Лике, «Путешествие Зигфрида по Рейну», 1908, холст, масло, 120 х 120 см, частная коллекция

Вы понимаете, дорогой читатель, что это означает в практическом смысле? В дебрях первозданных европейских пущ, где всё ещё паслись зубры, на которых охотились крупные кошки, люди уже имели представление об интерактивной карте звездного неба! А ведь до сих пор считается, что подобного уровня развития на тот исторический момент достигли разве что Эллада, Египет, Индия, да уже успевшие кануть в Лету города-государства Междуречья. Итого напрашиваются два очевидных варианта: либо этот артефакт — суперподделка и мистификация высочайшего уровня, либо мы с Вами действительно ничего не знаем об уровне развития научной мысли на территории современной Германии времён бронзового века. С учётом недавних открытий, «бронзовую» и даже «каменную» историю России мы знаем ещё хуже, но об этом — в наших следующих статьях...

Ну а далее были вполне предсказуемые выпады скептиков в сторону достоверности возраста артефакта. И их можно понять. Благородная патина «умеет» образовываться в европейских грунтах и за считанные десятки дней, не то что за тысячелетия. На помощь ученым пришла технология сверхчёткой фотографии. По следам окисления кромок диска удалось «восстановить доброе имя» артефакта, подтвердив его возраст. И даже более того: удалось доказать, что звёздная карта была выполнена из материала, залежи которого имеются неподалёку от места обнаружения объекта. Ещё один аргумент в пользу его натальности.

Герард Дау, «Старик, рассматривающий глобус», около 1628, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Герард Дау, «Старик, рассматривающий глобус», около 1628, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ну и наконец, уважаемый читатель, давайте прибегнем к банальной эрудиции. Холм, на вершине которого был найден медный диск, уникален удобством расположения. В пределах видимости имеются горные склоны. Идеальные ориентиры, помогающие привязке небесной карты. А находящийся неподалёку знаменитый Гозекский астрономический комплекс (также времён неолита) окончательно убеждает нас в правильности догадки о свойствах и времени изготовления «диска из Небры».

Остаётся неясным лишь назначение четырёх десятков маленьких отверстий по периметру диска. Они могли бы служить для крепления к какой-нибудь поверхности. Но в таком случае их количество избыточно, а форма неэффективна. Один наш добрый друг и коллега предположил, что в свое время диск мог быть частью музыкального инструмента. Барабана (или бубна?), использовавшегося в ритуалах на территории Гозекского неолитического храма.

Герард Дау, «Астроном при свечах», около 1665, холст, масло, 32 x 21,2 см, музей Гетти
Герард Дау, «Астроном при свечах», около 1665, холст, масло, 32 x 21,2 см, музей Гетти

Кстати говоря: на поверхности диска хорошо просматривается созвездие Плеяд. Один раз в десятилетие эти звёзды располагаются на ночном небе прямо перед растущей Луной, а астрономический справочник утверждает, что аккурат через неделю после этого случается солнечное затмение. Как знать, не была ли карта звёздного неба своего рода «политическим козырем» в руках владельца? Вождь или служитель религиозного культа, могущий с лёгкостью предсказывать не только первые заморозки, но и целые солнечные затмения, обладал бы колоссальным авторитетом среди соплеменников...

И всё же, при всей уверенности в собственной правоте, мы немного смущены. Вот скажите пожалуйста, уважаемый читатель, что же это выходит? У принципиально различных культур нашей планеты, схожих лишь в осознании окружающей действительности посредством категорий богов и духов, на этапе бронзового века почти синхронно появляются обсерватории, звёздные карты и календари, связанные с нелинейным движением небесных тел. А «продвинутые» знания о космосе соседствуют с верой в живущих за звёздами божеств. Пожалуй, не станем углубляться в эту тему дальше собственной компетентности, чтобы не выглядеть глупцами или конспирологами. Но кто запретит нам периодически писать на эти темы эссе и делиться с Вами нашими размышлизмами? Тем более что нам ужасно интересно Ваше мнение на сей счёт.

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!