Найти в Дзене
AIRBORNE

Роль первого инструктора в жизни лётчика

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Эта статья - в неком смысле дань уважения великому летчику, Герою Советского Союза и талантливому инструктору - Голубеву Георгию Гордеевичу.

Голубев Г. Г., 1919-2005
Голубев Г. Г., 1919-2005

Краткая биография

В школе Голубев занимался авиамоделизмом и даже участвовал в зональных соревнованиях в Новосибирске в 1932 году. В 15 лет сам становится инструктором авиамодельного кружка. Поступил в числе первых в планерный кружок в Ачинский аэроклуб, который окончил в июне 1939 года и остался в нем летчиком-инструктором. В августе 1939-го поступил в Ульяновскую школу пилотов Осоавиахима, которая в 1940 году была передана в ВВС Красной Армии и стала Ульяновской военной авиационной школой пилотов. Стал бойцом РККА с 10 мая 1940 года. В январе 1941 года сержант Голубев окончил Ульяновскую ВАШП и был направлен летчиком-инструктором в Цнорис-Цхальскую ВАШП.

Во время Великой Отечественной войны летал в паре со знаменитым летчиком-асом Покрышкиным А. И.

Покрышкин А. И. (слева) и Голубев Г. Г. (справа). Польша, осень 1944 года.
Покрышкин А. И. (слева) и Голубев Г. Г. (справа). Польша, осень 1944 года.

Всего выполнил 320 боевых вылетов на И-16 и «Аэрокобре», в 105 воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника, обеспечил сбитие своим ведущим 35 вражеских машин.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. С мая 1945 года летчик-инспектор по технике пилотирования 9-й Гвардейской ИАД. С мая 1952 года - старший штурман-инспектор и старший летчик-инспектор в Управлении боевой подготовки истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. С ноября 1954 года - заместитель командира 23-го ИАП по лентой подготовке, с ноября 1956 года - командир этого полка, затем командовал авиационной дивизией. С 30 июля 1970 года - оперативный дежурный командного пункта ПВО стран Варшавского договора. С 27 января 1977 года Гвардии полковник Г. Г. Голубев - в запасе.

Инструктор - второй отец

И это поистине правда. На время обучения инструктор становится для курсанта авторитетом, источником знаний. Причем не только по авиационной части, но и по житейской тоже. И то, какие знания инструктор передаст юнцу, - окажет прямое влияние на его становление как пилота в будущем, сформирует его профессиональные навыки.

Иллюстрация «На глиссаде»
Иллюстрация «На глиссаде»

Одна из прямых функций инструктора - понять, что у курсанта не получается и почему это не получается. Приложить все усилия, чтобы курсант преодолел все своих страхи и неуверенности, «встал на крыло» и прочувствовал полет от и до.

Влияние инструктора на становление курсанта

Хочу поделиться с вами историей, которая стала известна благодаря работе Голубева, опубликованной в 1958 году.

Курсант, о котором пойдёт речь, характеризовался крайне выраженной эмоциональной напряжённостью, причиной которой была мысль – «только бы не сделать каких-либо неверных действий», но представления о том, что на самом деле является неверными действиями у него были не соответствующими действительности. Странность очевидна: раз он боится каких-то своих неверных действий, то он не знает, что делать с самолётом, если он всё же эти неверные действия осуществит.

Далее со слов самого Голубева:

«Бывают же такие курсанты – на земле лев, а в воздухе кролик. Вот таким же был у меня и курсант Пеганов, когда я проходил с ним вывозные полёты на учебном самолёте. Любо посмотреть на человека: рослый, статный, подтянутый, безупречно дисциплинированный, исключительно старательный, теорию усваивал только на отлично – в общем всем был хорош, а как только начинает готовиться к полёту – бледнеет, пальцы дрожат, поджилки трясутся. В полёте от напряжённости он прикусывал свои губы так, что кровь сочилась. Ну, и понятно – летал очень плохо. Что же можно ожидать при такой напряжённости? 

Не хотелось мне отчислять его. “Не может этого быть, думаю, что такой замечательный человек не сможет научиться летать”. Мне было ясно, что напряжённость у него от боязни, а чего он боится – понять не мог. 

Вот я и спрашиваю его однажды: “Очень сильно вы, товарищ Пеганов, напрягаетесь в полёте, может быть, вам страшновато летать, боитесь, как бы не разбиться?”. “Что вы, товарищ инструктор, – с обидой ответил он, – волков бояться – в лес не ходить. Разве я пошёл бы в лётную школу, если бы боялся летать? О том, что можно разбиться, у меня и мыслей в голове нет”. “Ну, если не боитесь, – говорю я ему, – то завтра утром возьму я вас в тренировочный полёт в зону, посмотрите, как делаются фигуры, а если во время фигурного пилотажа почувствуете себя плохо, то скажете мне – я не буду вас мучить фигурами”.

-4

Полетели мы с ним в зону. Я пилотирую, глубокие виражи, перевороты и петли делаю, а сам через зеркало на Пеганова посматриваю. Во время первого переворота он как будто сжался, лицо вытянулось, а потом стал чувствовать себя лучше. То же самое и во время петель – сначала вроде побаивался, а на третьей петле уже улыбался, не то, что своё “бесстрашие” показывал, а по-настоящему улыбался. Натуральную улыбку всегда отличишь. “Да, действительно не боится, – думаю я, – а что если его в штопоре покрутить?”. Набрал побольше высоты, свалил самолёт в штопор, кручу виток за витком и на Пеганова посматриваю, а он хоть бы что, сидит себе спокойненько. Десять витков открутил, ввёл самолёт в горизонтальное положение и говорю Пеганову: “Бери управление и лети к аэродрому”. Взял он управление и сразу в лице изменился, как и прежде, губу прикусил и рули зажал так, словно заклинило. Сам-то он, конечно, этого не замечал. Но, ничего, вёл самолёт более или менее нормально. Он уже умел по прямой летать и развороты делал прилично, а вот посадка самолёта ему никак не удавалась. 

После этого полёта мне подумалось: “А не боится ли он своих ошибок? Может быть, опасается, что во время посадки самолёт поломает?”. Вот я и спрашиваю его: “Вы, товарищ Пеганов, верите, что я, как лётчик, не разобью самолёт и посажу его с любого положения?”. “Верю, как в Бога”, – отвечает он мне. “Если так, – говорю я ему, – то полетим на запасной аэродром и там сажайте самолёт как хотите, пробуйте исправлять любые отклонения, действуйте совершенно самостоятельно, я не дам вам разбить самолёт – не беспокойтесь”. 

Долго мы утюжили воздух на запасном аэродроме: посадок восемь сделали. И представьте себе – совершенно другим стал Пеганов: ожил, всё равно, что с него кандалы сняли. Стал управлять самолётом смело, последние посадки там выполнил замечательно».

-5

Комментарий к истории

Очень хороший комментарий с профессиональной оценкой этой истории дал доцент, к.б.н., преподаватель дисциплин «Авиационная психология»и «Возможности и ограничения человека в летной деятельности» Евстигнеев Д. А.:

Курсант боялся последствий своих действий, поскольку не знал критериев перехода безопасной ситуации в опасную, а инструктор, задав предварительный вопрос о доверии ему как инструктору, способному вывести самолёт из любого положения, и предоставив максимальную самостоятельность во время полётов на запасном аэродроме, дал возможность курсанту не загружать мыслительный процесс оценкой безопасности ситуации, а сосредоточить внимание на понимании того, в каком положении может оказаться самолёт в результате преднамеренных и непреднамеренных действий курсанта, и как из этих вариантов пространственного положения вывести самолёт, убедившись, что все эти варианты исправимы самим курсантом! 

Задача грамотного инструктора, таким образом, - предоставить курсанту возможность оказаться в максимально разнообразных ситуациях полёта, чтобы отработать навык управления самолётом в этих ситуациях: понять, при каких условиях самолёт может оказаться в конкретном пространственном положении, и как из этого положения можно выйти. Чем в менее разнообразных условиях полёта окажется обучаемый в процессе лётной подготовки, тем с большей вероятностью он не сможет справиться с управлением в этих условиях, когда будет находиться в кабине один. 

«…запомни раз и навсегда: сначала думаем, потом делаем»
«…запомни раз и навсегда: сначала думаем, потом делаем»

И если у курсанта к концу обучения остаются вопросы касательно выполнения полета - инструктор свою задачу не выполнил.

К сожалению, не всем везет с первым инструктором, и некоторые летчики выходят «недоподготовленными». А их доучиванием приходится заниматься последующим инструкторам и командирам экипажей, к которым такой летчик попадает.

Но даже если вам не достался инструктор Голубев, отчаиваться заранее не стоит. Больше расспрашивайте и интересуйтесь у других инструкторов, просите объяснить непонятные моменты и поведение самолета в тех или иных ситуациях, и все обязательно получится!

—————————————————————

До новых встреч и хорошего полета!