Экскурсовод подводит нас к скульптуре и начинает рассказывать о том, как великая княжна, а потом королева Вюртемберга Ольга Николаевна, дочь Николая I стала наглядным примером того, что даже родившись в самой знатной семье ты совсем не обязательно будешь счастлив в личной жизни. И завершает повесть о несчастной принцессе тем, что вот у этой скульптуры «Церера», изготовленной в далеком XIX веке руки той самой принцессы из рода Романовых. Мол, она разрешила сделать эту скульптуру по своему образу и подобию.
Мы киваем, улыбаемся тому, как нам развесили лапшу на уши. Потому что при всем уважении, предположить, что Ольга Николаевна позировала бы в таком, слегка фривольном виде нельзя никак. Да и непохожа на нее эта скульптура.
Но самое интересное, что сказка экскурсовода появилась из реальной истории.
Дело в том, что Ольга Николаевна, будучи королевой Вюртемберга, на самом деле заказала Йозефу фон Копфу эту скульптуру после посещения мастерской мастера в Риме. Точнее даже не одну скульптуру, а статуи четырех времен года, которыми планировалось украсить одну из королевских вилл. Так и появилось «Аллегория Лета», она же «Церера».
И так уж получилось, что у этой скульптуры на самом деле руки русской аристократки. Но только рангом пониже, чем королева Вюртемберга и заказчица этой работы. Сам Копф написал о той, которая помогла ему в работе над скульптурой, послужив источником вдохновения так:
«…У нее были элегантные, красивые кисти и замечательные тонкие руки. Однажды, когда я пожаловался ей на свою модель, она сказала: «Если вам нужны мои руки, они в вашем распоряжении». Этот интерес к моей работе пришелся моему «Лету» слишком хорошо…»
Этой русской аристократкой была жена генерала Фёдора Бартоломея, Елена Михайловна Балугьянская.
Вот она, судя по всему, вполне могла помочь скульптору в его работе. Современники сходились во мнении, что Елена Михайловна отличалась как красотой, так и легкостью поведения. Муж ее некоторое время занимал пост псковского губернатора и заслужил на этом посту нелицеприятные отзывы в дневнике Модеста Корфа. А майор жандармского корпуса в своем донесении Деспот-Зенович вообще прямым текстом сообщил, что псковский губернатор обнаглел до такой степени, что требует от полицмейстера
«чтобы он платил ему ежегодно пять тысяч рублей ассигнациями»
Этот рапорт стал началом разбирательства, после которого Комитет министров решил не просто убрать Бартоломея с поста псковского губернатора, а вообще отправить его в отставку. И ведь отставили. Но без позора, «по болезни». Таких «болельщиков» в России всегда было в достатке.
Вот уже будучи губернаторшей в отставке Елена Михайловна и побывала в мастерской Копфа и предложила ему свои красивые руки в помощь :) Сама она на тот момент пребывала в весьма бальзаковском возрасте – около 47 лет. Что не мешало ей заигрывать со скульпторами и оставаться на страницах дневников в качестве дамы, у которой
«элегантные, красивые кисти и замечательные тонкие руки…»
Жалко портрета ее пока не попалось.
Только вот эта Церера в Калининградском музее изобразительных искусств.
------------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.