К старцу Паисию Святогорцу обращались люди с вопросом: как оберечься от прелести, тяжкого духовного недуга. Старец не только давал советы, но и приводил примеры.
Три диалога со старцем на эту тему.
Диалог 1: Предрасположенность к прелести.
Женщина общается со старцем. И говорит ему:
-Геронда, я боюсь прелести.
В интонации этого вопроса, которую улавливает чуткий старец, невольный вопрос: «Не вреден ли такой страх?»
Геронда Паисий отвечает:
- Правильно, что боишься. Тот, кто опасается прелести становится внимательным к себе и своим действиям, и исповедует духовнику или старцу все свои помыслы. Иногда неприметный и безобидный помысел может приводить к худым последствиям.
Женщина благодарит геронду и задает другой, волнующий ее вопрос:
- Геронда, я слышала, что есть такое явление как предрасположенность к прелести. Что это за предрасположенность?
Возможно, женщина подразумевала получить ответ и лично для себя: «нет ли во мне такой предрасположенности? Как ее распознать в себе?»
- Предрасположенность к прелести это идея (или ощущение, чувство) у человека о том, что он что-то особое из себя представляет в духовном плане (святой, великий, особо особенный и проч.). Кроме того, это и показание другим, что ты занимаешься каким-то особым деланием. Человек мнит себя достигшим каких-то духовных высот или как минимум вовлеченным в особые, не данные другим, духовные дела. Других людей при этом может считать за тех, кто не понимают смысла духовной жизни. Вести с ними снисходительно горделиво или откровенно гордо.
Женщина внимательно слушала старца Паисия. Тот добавил:
- Начало прелести, когда человек начинает эгоистично насиловать себя в каком-то духовном подвиге (безмерно много постится, безмерно много бдит и так далее), чтобы им восхищались другие. Он не спасения ищет в Боге, а другим себя демонстрирует.
Одно дело – заметил старец – понуждать себя к подвигу (то есть преодолевать лень и страх эгоистичные, чтобы принять Божественную благодать). Другое: насиловать себя в подвиге, не понимая своих возможностей, своей природы, себя. Делая это из-за жадности (быстро стяжать благодать Божью) или из-за тщеславия (чтобы казаться другим особо духовным, не таким как все). Эгоизм, торопливость, не понимание себя ведут к этому.
В правильной духовной жизни человек так смиряет себя, чтобы открыться Богу, наполниться Им, раскрыть свою божественную природу, спастись от худых напастей жизни. В прелести, люди Бога пытаются привлечь как средство подчеркивания своего эгоизма. Не Бог спасительно наполняет их Своей благодатью, а раздувается непомерный эгоизм
Женщина вразумилась ответами старца Паисия. Очень помог ей христолюбивый геронда.
Два других диалога, будут представлены в двух последующих статьях. Читайте в следующих статьях.