В одном из прошлых постов речь зашла о школьной системе оценивания, и о ее низкой эффективности(Вот ссылка на пост: https://dzen.ru/media/id/6358d36d8894c761003a34ef/pochemu-piatibalnaia-sistema-ocenivaniia-ustarela-6371da1074369567e46e0962). Сегодня я хотел бы обсудить конкретнее, какие бывают школьные системы оценивания, их сильные и слабые стороны.
На самом деле видов оценивания в школах не так много:
- Безотметочная
- Бинарная
- Балльная
- Весовая
- Рейтинговая
Здесь данные системы расположены в порядке возрастания их полезности и практичности (по моему мнению). Теперь разберем каждый из видов по отдельности.
Безотметочная
Начнем с самой непрактичной на мой взгляд, системы оценивания школьников. В данной системе нет оценок, есть только устные критерии оценивания, по типу: хорошо, отлично, удовлетворительно. Данная система была попыткой уйти от балльной системы, однако потерпела крах, ибо все равно базировалась на ней заменив числовые значения словами. Однако данная система довольно хорошо прижилась в младших классах, где детям нет дела до оценок, а их детское любопытство толкает их изучать новый материал.
Бинарная
По факту это таже безотметочная система оценивания, только множество слов заменили на 2, зачет и незачет. У данной системы есть один большой недостаток, она оценивает знания очень поверхностно. Допустим для прохождения экзамена нужно набрать 50 баллов, один студент набирает 51 балл, а второй набирает 98, конечно их уровень знаний несравним, но оба получили зачеты. Данная система часто используется в колледжах и ВУЗах на равне с бальной системой.
Балльная
Данная система довольно продумана, но конкретно российская пятибалльная система является не удобной для использования, и ради этого приходится вводить специальные символы, такие как + и -, для более точной оценки. Например таже белорусская десятибалльная система является более удобной для использования. Однако данная система уже сейчас по-тихоньку отходит в прошлое, она очень долгое время использовалась, однако с приходом компьютерных систем и в частности электронного дневника, данная система потеряла свою популярность и на смену пришел более совершенный аналог. Данная система очень активно использовалась во всех учебных заведениях начиная с 1837 года, после реформы об образовании.
Весовая
По факту эта система является доработанной версией балльной системы. С появлением электронных дневников, стал использоваться только данный механизм выставления оценок. Работает он по следующему принципу, каждая оценка имеет свой вес, 2 за контрольную, будет "тяжелее", нежели 5 за д/з. Данный механизм оценивания является более продвинутым и передовым, нежели балльный.
Рейтинговая
В России данная система используется не совсем по назначению, по факту пользуются ей только при подсчетах результатов ЕГЭ и поступлении в ВУЗ. (Хотя в последнее время это и не так востребовано, вот пост подтверждающий это: https://dzen.ru/media/id/6358d36d8894c761003a34ef/prichiny-populiarizaciia-srednego-obrazovaniia-v-rossii-636bb6161482f03109ffaf26) По-хорошему данная система очень продвинутая и если использовать ее по назначению то мотивация в виде оценок останется далеко в прошлом. Ведь если ввести внутришкольный рейтинг, а за первые места ввести стипендию, то мотивация учиться будет более высокой.
Подписывайтесь на канал, здесь вы узнаете еще больше нового и интересного.