Избранные, пророчества, старые мудрые наставники, хорошие повстанцы, империя Зла - думаю, каждый может назвать немало идей, которые кочуют из книги в книгу. Конечно, если автору удается создать интересных персонажей и закрутить классный сюжет, на клише внимания не обращаешь. Но так бывает не так уж часто. А порой просто хочется чего-нибудь необычного. Поэтому в сегодняшней статье - пять примеров, как можно изменить эти самые клише. Поехали!)
1. Избранный всегда побеждает
"Гарри, ты волшебник".
"Зедд, во имя всего святого, что такое Искатель истины?"
Примерно с таких слов обычно начинается квест по спасению мира от зла. Обычный человек (или не совсем человек) узнает, что у него есть особенные способности. Конечно, ему предстоит преодолеть массу препятствий, и за взрослением героя будет интересно следить. Но в итоге мир все равно спасут, ведь Избранный не может проиграть.
А что если Избранный проиграет? Эту идею использует Брендан Сандерсон в цикле "Рожденный туманом". Вседержитель, Избранный, вроде бы спас мир от Бездны, но теперь с неба сыплется пепел, солнце сделалось красным, а по ночам на землю опускается туман, отбирающий души. Это точно спасение? Это тот самый Избранный? Меня так захватило, что я несколько раз перечитал главу, где раскрывается правда.
2. Верные друзья
Обычно герой собирается в поход в компании друзей. Отряд Хранителей из "Властелина Колец" (Дж. Толкин), Герои Копья из "Саги о Копье" (М. Уэйс, Т. Хикмэн), Ранд ал'Тор и его спутники из "Колеса Времени" (Р. Джордан). Они все разные, могут ссориться между собой, но в меру сил помогают достичь цели путешествия.
А что если в путешествие отправится отряд записных эгоистов и предателей? В межавторском цикле "Война Паучьей Королевы" из города темных эльфов Мензоберранзан на поиски исчезнувшей богини Ллос посылают именно такую компанию. Квентл Бэнр - заносчивая жрица, Джеггред - злобный полудемон, Фарон Миззрим - циничный маг, Рилд Аргит - суровый оружейник, Вейлас Хьюн - флегматичный проводник. Позже к ним присоединяются еще двое: Халисстра Меларн - нестойкая в вере жрица и Данифай Йонтирр - гордая пленница. Путь, полный предательств, где выживет только самый коварный.
3. Стереотипные расы
В эльфах, гномах или орках нет ничего плохого. Но просто подумайте, сколько раз вы встречали доброжелательных, красивых и благородных эльфов из древних лесов, грубоватых и сильных кузнецов-гномов из Подземья и примитивных варваров-орков из пустошей, где вербуют свои армии всякие Темные Властелины?
Эти стереотипные представления о расах можно легко перевернуть. Например, в "Хрониках полукровки" (Андре Нортон) эльфы - это по-прежнему необыкновенно красивые, но надменные и жестокие завоеватели. Они поработили людей, нацепив на рабов ошейники, подавляющие магию. В "Последнем кольценосце" (К. Еськов) детям на Западе рассказывают о злобных и жестоких орках, но на самом деле это умные и трудолюбивые представители высокоразвитой цивилизации мордорских технократов. А в "Малазанской книге павших" С. Эриксон и вовсе придумал свои, уникальные расы.
4. Власти преследуют преступников
В общем-то так было всегда (пока существуют законы), и фэнтези просто повторяет реальность. Нарушил закон - будь готов нести ответственность. Штраф, тюрьма или смертная казнь - зависит от преступления. Но ведь фэнтези для того и существует, чтобы изменять привычное положение вещей.
В городе Анк-Морпорк из "Плоского мира" (Терри Пратчетт) один очень умный патриций, Хэвлок Витинари, задумался над тем, что борьба с преступностью малоэффективна. Преступления были, есть и будут - так не лучше ли ввести их в регулируемое русло? И патриций предложил всем бандам города объединиться в Гильдию воров.
С тех пор каждый год Гильдии выдается лицензия на определенное количество краж и грабежей в обмен на устранение нелицензированных преступников. А еще Гильдия ввела "страховку" - каждый может заплатить, чтобы его в течение года не грабили. Доходы воров выросли, количество преступлений упало, в городскую казну пошло больше налогов - все получили выгоду. Читать о легальных ворах очень смешно :)
5. Империя Зла
Так уж повелось, что если в книге есть какое-нибудь плохое государство, авторы обязательно назовут его империей. Касается не только фэнтези. В "Ведьмаке" это Нильфгаард, в "Звездных войнах" - Галактическая империя, в Барраярском цикле (Л.М. Буджолд) - Цетагандийская империя и т.д. Даже не знаю, в чем тут причина. Возможно, такой выбор связан с тем, что империи практически всегда воюют и присоединяют чужие территории.
Классную деконструкцию этого клише можно найти в цикле Глена Кука "Черный отряд". Северный континент объединен под властью Империи, которую считают средоточием Зла. Здесь правит могущественная чародейка - Госпожа, а ее самые верные слуги - восставшие из мертвых колдуны, известные как Десять Взятых. Им приписывают самую черную магию и всяческие жестокости. Но когда наемники из Черного отряда прибывают в Империю, быстро выясняется, что повстанцы ничуть не лучше. Они воюют теми же методами, что и правительственные войска, вот только бесконечные мятежи приносят опустошение и разруху, а под властью Госпожи царит какой-никакой порядок.
Спасибо за внимание! А какие еще клише кажутся вам самыми надоедливыми? :)