Это личная история врача блокадного Ленинграда. Личные воспоминания, которые были записаны в 1964 году, спустя 20 лет после снятия осады города.
Елизавета Абрамовна Звоницкая к началу блокады уже 17 лет работала врачом-педиатром. В годы войны она работала старшим ординатором хирургического отделения в эвакуационном госпитале №1012 в здании Исторического факультета ЛГУ на Васильевском острове. Там же до февраля 1942 года работал 16-летний сын Елизаветы Абрамовны. Пока она не решила отправить его в эвакуацию.
«До конца жизни буду помнить проводы сына. Он был уже очень истощен, у него появилась дисфункция кишечника - грозный симптом того времени. Тогда я решила его эвакуировать.
В этот период на ладожскую дорогу жизни устремились тысячи истощенных ленинградцев. 25 февраля 1942 года стоял крепкий мороз градусов под -30. Эшелон на Ладогу должен был уйти с Финляндского вокзала в 8 утра.
Со слезами я вымолила у начальника госпиталя выдать мне авансом хлеб на 8 дней. Его я потом поменяла на валенки, оставшуюся часть дала сыну в дорогу.
И вот мы стоим на Финляндском вокзале. В руке у него котелок с кашей, которую в течение трех дней собирали для него наши друзья-врачи, в рюкзаке папиросы для обмена на продукты, новые туфли, отрез сукна и немного денег.
Прощаемся... Даю наставления, советы, а спазмы сжимают горло. Я словно знаю, сердцем чувствую, что не увижу его больше. А над Ладогой бомбят, и многие погибают. Какой риск! Но даже если он выживет, то я погибну здесь, в Ленинграде.
Холодно, замерзаем, стоять невозможно, бегаем по платформе, но ветер обжигает лицо. Последние пожелания, объятия, и я срываюсь. Ухожу сквозь слезы.
И весь путь от вокзала до госпиталя я прошла, громко рыдая. Только через месяц я получила письмо от сына, что он благополучно прибыл в Ташкент. А еще через несколько месяцев он написал, что получил квалификацию шофера и уже работает (и вполне сыт).
Теперь мой сын квалифицированные инженер, женат, моей внучке уже 11 лет. И сейчас, вспоминая наше прощание 20 лет назад, мы думаем о нем, как о далеком прошлом, которое никогда не должно повториться.»
Дорогие друзья, это наша пробная статья о мемуарных материалах блокадных медиков. Если Вам интересно читать воспоминания о жизни в оккупированном городе, пожалуйста, напишите об этом - и мы будем продолжать!
И не забывайте, в Военно-медицинском музее работает Музей блокадный медицине, в котором хранится уникальная коллекция артефактов! С нетерпением ждем всех в гости.