В 1955-1958 годах, Н.С. Хрущев запустил первое свое сокращение Вооруженных Сил СССР на треть. 2 млн. 100 тысяч солдат и офицеров армии и флота были в короткие сроки уволены из ВС.
При этом не были разработаны программа и механизмы адаптации этих военнослужащих, обеспечения их трудоустройством и жилищными условиями, финансовым обеспечением. По сути, бывших военных, фронтовиков, выдворили из армии на улицу, что резко подорвало доверие к Хрущеву среди армейцев и гражданского населения.
Из письма солдата сверхсрочной службы Н.С. (перлюстрация почты военнослужащих Забайкальского военного округа, с 10 по 17 февраля 1958 г.):
"Уже который раз мы находимся под страхом этих мероприятий, но теперь не миновала нас и эта кампания. Наша дивизия расформируется. Из нашего полка (пока по слухам) останется всего 5 человек, то есть почти все будут уволены в запас...
Мы, надо сказать, одеты и обуты, но ты бы посмотрела, как у нас демобилизуются офицеры, у которых по 2-3 детей, ни одежды, ни денег, ничего нет, и увольняют без пенсии, не хватает 1,5-2 лет. Настроение у всех ужасное. Сейчас просто повальная демобилизация. К чему бы это?"
8 декабря 1959 года Первый секретарь ЦК КПСС Н.Хрущев выступил с новым предложением значительно сократить Вооруженные Силы СССР.
Из речи Хрущева:
"Мне думается, что следовало бы сейчас пойти на дальнейшее сокращение вооружений в нашей стране, даже без условий о взаимности со стороны других государств, и на значительное сокращение личного состава вооруженных сил.
Я считаю, что можно было бы сократить, может быть, на миллион, на полтора миллиона человек... это имело бы очень большое положительное влияние на международную обстановку, и наш престиж невероятно вырос 6ы в глазах всех народов..."
Хрущев обосновал свое предложение тем, что Советский Союз способен решить с помощью ракет любую военную проблему. Никита Сергеевич задавал риторический вопрос: кто посмеет напасть на СССР, если в ответ получит ядерные или водородные удары, которые сметут страны с лица Земли?
Кроме того, Хрущев считал, что сокращение огромной армии высвободит экономический потенциал для поддержки населения Советского Союза. Жить станет лучше, жить станет веселее.
Далее Хрущев вообще предлагал перевести армию на территориальную систему (по образу милицейских сил), в которых граждане будут служить в свободное от производства время. А заодно Хрущев пообещал пересмотреть и систему военных учебных заведений: их профиль, количество.
Безусловно, в слова лидера страны присутствовала определенная логика. Огромная армия с устаревшей техникой действительно тянула страну вниз экономически. Но та поспешность и непродуманность, с которой рьяно принялись советскую армию сокращать, нанесла огромный урон престижу и качеству Вооруженным силам страны, а множество офицеров просто осталось "за бортом", уволенные без пенсии, не взирая на их навыки и боевой опыт.
15 января 1960 года Верховный Совет СССР принял Закон "О новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР". Согласно которому из армии и флота надлежало уволить до 1 миллиона 300 тысяч солдат и офицеров. Это более трети от имеющейся на тот момент общей численности Вооруженных Сил, сокращенных ранее на треть.
Первыми против бездумного проведения подобных реформ начали протестовать фронтовики, из числа высших военачальников. И Хрущев отправил в отставку Маршалов авиации Г.А. Ворожейкина, С.Ф. Жаворонкова, Маршалов Советского Союза С.К. Тимошенко (командующего войсками Белорусского военного округа), И.С. Конева (1-го зам.министра обороны СССР и одновременно Главнокомандующего ОВС стран Варшавского договора), В.Д. Соколовского (1-й зам.министра обороны СССР и одновременно начальника Ген.штаба ВС СССР) и др.
Под удар сокращения попали артиллерия, пехота, связь, ВВС, ВМФ. Часть офицеров-артиллеристов переучивали на ракетчиков, многих увольняли по сокращению, невзирая на то, что некоторым осталось 2-3 месяца до пенсии.
Фронтовиков сокращали массово, "омоложали кадры". "Армия это вам не собес", говорили фронтовикам в фин.частях, когда возникал вопрос о пенсии.
Авиаполки истребительной авиации частично перевели в ПВО, частично расформировали, боевых летчиков отправляли на медкомиссии, и прореживали по состоянию здоровья и возраста. Курсантов военных авиационных училищ выпускали досрочно в звании младших лейтенантов и тут же увольняли, а училища закрывали.
Та же участь постигла и пехоту и другие рода войск. Военные городки опустели. Помимо армейских ВУЗов под сокращение шли ремонтные, промышленные предприятия, боевые части и боевые корабли ВМФ.
Зачастую никто из офицеров толком не знал, кто именно и по каким критериям подлежит сокращению. Поэтому уровень качества службы резко упал, офицеры теперь дослуживали, а не служили.
Престиж армии оставлял желать лучшего. Молодежь больше не рвалась в оставшиеся армейские училища (несмотря на то, что после 1960г. и до начала 70-х гг. в большинстве заведений конкурс почти отсутствовал): военное ремесло из надежного превратилось в неопределенное в плане перспектив. Отрицательный отбор сыграл свою роль — интеллектуальный уровень курсантов заметно понизился, что позже сказалось на офицерском составе армии.
В войсках появилась формула "Три раза по двести — суд чести — миллион двести" — для тех, кто мечтал уволиться самостоятельно, а не тянуть резину в ожидании неизвестности. Три стакана спиртного и демонстративный выход на патруль гарантировали быстрое увольнение из рядов ВС СССР с включением в список на сокращение.
Удивительно, но и после таких масштабных "чисток", помощник Главкома ВВС генерал-лейтенант ВВС Н.П. Каманин отмечал в 1962 году "засилье в армии стариков и устаревшей техники". Новейшей же техники в войсках не хватало.
Без всякого сомнения, любая спешка, которая касается процессов в армии, приводит к негативным последствиям. Хрущевские сокращения выбили цвет армии и флота из состава ВС СССР, породили неустроенность, подрыв веры в стабильность и прочность армейского будущего.