Найти тему
PROШКОЛА Онлайн

Диагностика сенсорики у детей на низком уровне развития и цели вмешательства

Оглавление
Представьте: на диагностику привели ребёнка, который не понимает инструкций и демонстрирует «трудное» поведение. Есть проверенный способ, как исследовать работу его сенсорных систем, понять причину «странного» поведения и сформулировать достижимые и конкретные цели работы на ближайшее время.
Подробнее – в статье ниже.

Диагностика сенсорных систем позволяет определить: какие нарушения сенсорики есть у конкретного ребёнка? Какие каналы регистрации/ модуляции/ различения нарушены? Что у ребёнка с праксисом? Какие базовые механизмы задеты? Возможно, с сенсорикой у него всё в порядке и есть проблемы в других системах.

➡️ Обычно с детьми с низким уровнем развития мы не можем использовать стандартизованные методики. Вероятнее всего, мы даже не сможем провести структурированные наблюдения. Что делать в этом случае? Наблюдать через свободную игру, навыки самообслуживания, взаимодействие ребёнка с родителями, с сенсорным оборудованием.

-2

Далее нам нужно проверить эту гипотезу: смотрим, что ребёнок делает на занятии. Первое, что мы можем увидеть – как ребёнок побежал на батут и начал сильно прыгать – так, что слышны удары стопы о батут. Дальше он начал ползать по большим подушкам. Из этого мы можем предположить, что ребёнок ищет проприоцептивный вход. Если наша гипотеза подтверждается, ищем возможность дать ему проприоцептивный вход в более структурированном виде. Например, попрыгаем на батуте, а потом проверим: сделаем что-то, что ребёнку не нравится. Будет ли он драться? Мама говорила, что всегда, когда она зовет ребёнка кушать, он её бьёт. Проверяем: «Пойдём кушать?» – и смотрим, ударит он кого-то или нет.

Таким образом мы всё время проверяем гипотезы через ту деятельность, которую наблюдаем у ребёнка.

На что нужно обратить внимание при диагностике сенсорных систем:

- как ребёнка описывают родители;

- есть ли закономерности/ паттерны поведения;

- есть ли разница в описаниях поведения дома/ в школе.

Как грамотно поставить цели вмешательства?

Когда мы определили, что влияет на функционирование ребёнка, ставим цели – они крайне необходимы для работы с такими детьми. Если у вас нет целей, может наступить выгорание, т.к. часто такие дети прогрессируют медленно. Если мы не отражаем их прогресс для себя как для терапевта, сами себя ставим в неуспешную ситуацию. Кроме того, неуспешными себя будут ощущать также родители и дети. Поэтому у нас должны быть конкретные цели (по конкретной деятельности ребёнка, которая ему необходима), которые можно измерить (в секундах, разах, процентах, метрах и т.п.).

-3

Например: «Сегодня Игорь бросил мяч на 3 метра, а завтра – на 3 метра 10 см». Мы уже видим, что прогресс идёт, просто маленькими шагами.

Когда ставим цели, мы должны понимать, что ребёнок их может достичь. Так, если маленький пациент не говорит, мы не можем планировать, чтобы через 3 месяца он уже говорил. Но мы можем поставить цель: через 3 месяца он отвечает «да» или «нет» на конкретный вопрос/ может использовать жест «да» или «нет».

Цели вмешательства должны быть:

🔹 конкретные,

🔹 измеряемые,

🔹 достижимые,

🔹 релевантные для семьи/ ребёнка.

Часто цели бывают такими: Вова будет держать тотальное разгибание 5 секунд. Но если ребёнку и семье это неважно, то зачем? А вот если мы говорим о постуральном контроле и хотим поставить цель, которая отразит процесс работы над этим контролем, ставим релевантную цель. К примеру: Вова может пролежать на полу, играя в крестики-нолики с братом, в течение 5 секунд. Это будет более релевантная цель, мы сможем её проверить и ребёнок не будет протестовать, когда мы будем её проверять.

🔹 время достижения. Обозначаем конкретный период, за который мы планируем достичь цели.

Например: Через 3 месяца Петя будет обувать ботинки без застёжек при не более чем одной вербальной подсказке взрослого в течение 2 минут.

Итак, для диагностики детей на низком уровне развития подходит неструктурированное наблюдение и интервью с родителями (+ возможно, интервью с учителем или воспитателем в саду). После диагностики важно грамотно поставить цели вмешательства, чтобы отслеживать прогресс и обучить ребёнка навыкам, необходимым ему в повседневной жизни.

👉 Ищете проверенный источник информации о сенсорной интеграции и хотите регулярно получать практические знания и рекомендации от эрготерапевтов? Подписывайтесь на бесплатный канал «Полезные материалы по сенсорной интеграции» – там уже более 1300 специалистов и родителей!

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Материал подготовлен на основании лекции «Принципы работы с детьми, находящимися на низком уровне функционирования» Анастасии Иваненко – руководителя клиники KidLink Therapy, эрготерапевта, сертифицированного специалиста по сенсорной интеграции, члена Американской ассоциации эрготерапии.