Найти в Дзене

Итоговое сочинение в 11 классе: что изменилось?

Несколько лет назад появилась новая форма допуска выпускников к ЕГЭ – итоговое сочинение, которое 11-классники пишут в первую среду декабря. Стадия апробации этого формата давно закончилась, процедура отработана и понятна как учителям, так и школьникам.

Однако с текущего года в процедуру вводятся новшества. Что изменится? Каким будет итоговое сочинение в 2022/2023 учебном году? Как к нему готовиться?

Если раньше детям предлагались пять тематических направлений, которые официально публиковались в начале сентября и были ориентиром для подготовки к сочинению, то теперь создан закрытый «банк тем» (всего их более полутора тысяч). В дальнейшем исходный «банк» будет пополняться новыми темами, но в текущем году он включает в себя темы из прошлых лет. Это, конечно, облегчает подготовку к сочинению под руководством педагога, который хорошо знает возможные варианты и уже не раз готовил 11-классников к сочинению.

А вот сам подход к составлению комплектов тем итогового сочинения изменён кардинально. Во-первых, вместо пяти тематических направлений даны три раздела:

  • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  • «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • «Природа и культура в жизни человека»

Каждый раздел включает несколько подразделов, комментарии к которым можно изучить на официальном портале ФИПИ.

Во-вторых, в комплектах, сформированных для всех регионов отдельно, окажутся по две темы из каждого раздела. Соответственно, количество тем, предложенных выпускникам, увеличится: раньше их было пять, теперь – шесть. То есть возможность выбора для участников сочинения расширена.

В соответствии с правилами проведения итогового сочинения, ни 11-классники, ни учителя, ни администрация школ настоящих тем не знают заранее. Лишь за 15 мин. до начала работы комплект тем для конкретного региона публикуется в сети Интернет. Пытаться в 6 часов утра «вычислить» или «купить» эту информацию – бесполезная затея, и поддаваться на «выгодные» предложения всяких мошенников просто-напросто глупо, потому что на Сахалине и Камчатке, в Алтайском крае и Свердловской области комплекты совершенно разные.

Надо понимать, что декабрьское итоговое сочинение в 11 классе и сочинение в 27 задании ЕГЭ имеют совершенно разную направленность, соответственно, и подготовка будет различная. В сочинении на ЕГЭ необходимо будет погрузиться в текст и понять смыслы, которые заложены в него автором, прокомментировать авторскую позицию. А итоговое сочинение предполагает определённую свободу мышления подростка, когда выпускник должен показать своё умение владеть пером: передавать свои мысли и чувства в письменной речи, умение высказаться экспромтом, прямо сейчас, не раздумывая неделю.

Несмотря на то что к итоговому сочинению ребят готовит учитель русского языка и литературы, на самом деле сочинение – это не столько про литературу, сколько про умение рассуждать в принципе и доносить свои суждения до собеседника. Не надо показывать владение литературоведческими понятиями, требуется высказаться внятно, чтобы понятны были мысли пишущего.

Каждый подросток может выбрать наиболее актуальную для него тему: для одного это будут отношения поколений, для другого – любовь, для третьего – рассуждения о судьбе человека в контексте исторических процессов. Да, нужно доказывать своё мнение, опираясь на литературный материал. Причём приводить аргументы можно из любых литературных произведений – тех, которые лежат на поверхности памяти, сознания, души... Можно вспомнить и религиозные, и философские произведения, и историческую литературу, и мемуары - любой литературный текст, созвучный собственным размышлениям. Кстати, можно опираться на достойные музыкальные произведения, театральные постановки, художественные фильмы. А вот от упоминания графических романов и сериалов лучше воздержаться и ориентироваться на общепринятую культурную планку. Как её удержать, не скатываясь в примитивизм, речевую агрессию или сомнительную идеологию? Это подскажет педагог, работающий с выпускниками.

Главное – не растеряться, оказавшись перед чистым листом бумаги. Не надо вспоминать заученный текст на известную тему, надёжнее другая стратегия: раскрыть своё индивидуальное видение выбранной темы. В зависимости от темы 11-классник может размышлять об этических проблемах, нравственном выборе, идейных ценностях, судьбе личности в историческом моменте. Сочинение – это прекрасная возможность показать кругозор, осведомлённость, мировоззрение, личностную и гражданскую зрелость.

Итак, как же готовиться к итоговому сочинению? Учиться размышлять, в первую очередь. Не бояться высказываться. Научиться работать с текстом, конечно, надо, чтобы сочинение было логически оформлено, имело вступление (тезис), основную часть (аргументы), вывод. Приобрести мастерство, сноровку можно только упражняясь в написании собственных текстов. Главное в подготовке к сочинению - не натаскивание на шаблон, а осмысленное написание.

В целом не меняется ни организация сочинения, ни критерии проверки, ни система оценивания. Даже идеальная грамотность не требуется для получения «зачёта».

Требования и критерии доступны и понятны, придерживаться их не сложно.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов в декабрьском сочинении – от 350. Максимальное количество слов не устанавливается. Если в итоговом сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом.

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)». Итоговое сочинение должно быть написано самостоятельно. Не допускается списывание из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого. Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме), однако объём цитирования не должен превышать объём собственного текста. Если итоговое сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом.

Сочинение, соответствующее требованиям, будет проверено по пяти следующим критериям:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Для получения «зачёта» необходимо иметь положительный результат по трём критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачёт» по одному из других критериев.

Оригинал статьи на сайте spbapo.ru

Может заинтересовать:

Как улучшить школьные оценки.

Как получить в школьные годы рабочую профессию.

Полезные статьи на сайте obuchim.com -Путеводитель родителей по дополнительному образованию.