ЕГЭ по литературе один из самых субъективных и сложных экзаменов, через который придётся пройти школьникам. В голове нужно держать массу произведений, а также самые различные детали. С одной стороны, от школьника требуется рациональный подход к анализу произведения, а с другой — личная позиция, творческая работа.
Экзамен состоит из 12 заданий, среди них есть как расширенные ответы на вопрос, так и тестовая часть экзамена. Сложность состоит в том, что одновременно нужно делать упор как на общий анализ всего произведения (знать, как то или иное событие повлияло на ход развития действия в произведении), так и на запоминание конкретных деталей. Однако некоторые моменты вызывают наибольшие трудности у школьников, к ним нужно проявлять особую внимательность.
На официальном сайте ФИПИ (если вы ещё не сталкивались с ним, то вам срочно нужно изучать раздел с документами по литературе) опубликовали разбор работ ЕГЭ по литературе за 2021 год, в котором объявили самые частые ошибки тех, кто рискнул сдавать такой сложный экзамен.
1. Детали в произведениях
Задание на сопоставление деталей всё ещё вызывает много проблем у школьников. Раньше это было задание под номером 4, а сейчас под номером 3. Здесь вам нужно сопоставить самые разные понятия: например, определить, какому персонажу принадлежит то или иное высказывание, выбрать характеристику героя, определить дальнейшие судьбы упомянутых лиц. Детали могут принадлежать не только главным героям, но и второстепенным, также могут попасться и цитаты — например, задание подобрать цитату к главам произведения .«Василий Тёркин»
Совет: заведите отдельную тетрадь, где вы будете расписывать всю информацию по прочитанному произведению, своего рода читательский дневник. Сначала впишите туда основные детали, черты характера главных героев, а по мере решения новых тестов добавляйте туда те, что опустили.
2. Незнание литературных терминов
Другая распространённая проблема — ошибка при самостоятельном поиске художественных средств в лирическом произведении (задание 9). Школьникам часто бывает трудно в приведённом стихотворении выявить, например, метафору или гиперболу. Недостаток теоретических знаний приводит к потере драгоценных баллов.
Совет: сделайте себе собственный словарик с терминами, а к каждому значению подберите пример. Кроме того, когда будете самостоятельно учить стихотворения из кодификатора, мысленно выделяйте тропы.
3. Проблема с поиском примеров
Школьники иногда теряются, когда нужно подобрать примеры из других произведений. В экзамене таких заданий целых два — 6 и 11. Однако трудности могут возникнуть из-за небольшого количества прочитанных произведений, а также из-за проблем с анализом.
Совет: в одном и том же произведении можно найти несколько тем. Например, в стихотворениях о Родине может звучать любовь к природе, а также чувство одиночества, внутренние переживания лирического героя. Поэтому важно рассматривать любое произведение с разных сторон. И, конечно же, много читать.
4. Ошибки при написании сочинений
Ошибки в сочинениях могут вам дорого обойтись. Неправильно подобранные слова могут показаться экзаменатору речевой ошибкой, и вам снизят баллы. Низкий уровень грамотности, скудность словарного запаса как раз и приводят к многочисленным повторам, к неверным формулировкам.
Кроме того, школьники могут потерять свои баллы из-за неправильных цитат. Поэтому важно выучить немного выражений из произведений, но воспроизвести их без ошибок.
А главное — свежая голова перед экзаменом, которая не приведёт к случайным и глупым ошибкам.
Автор: Анастасия Сметанова, 22 года, студентка факультета журналистики МГУ, профиль — международная журналистика.
Читайте нас также в телеграм — по этой ссылке