Найти тему
Джесси Джеймс

Кавалерия США на острие оружейного прогресса: карабины Холла-Норта

В 1833 г. в США был сформирован Драгунский полк, позднее получивший название Первого драгунского полка. Год спустя появился полк Конных стрелков. Всем им требовалось оружие, а государство могло предоставить лишь пехотные длинноствольные мушкеты и винтовки. Неизвестно кому пришла в голову мысль, что надо снабдить кавалеристов карабинами, сделанными на базе винтовки Холла обр. 1819 г., но именно она породила один из самых прогрессивных образцов стрелкового вооружения 1830-х годов.

Дело в том, что винтовка Холла была казнозарядной. В эпоху господства дульнозарядного оружия, уже сам факт ее массового производства являлся выдающимся. Фактически армия США с середины 1820-х годов (когда винтовка стала изготавливаться большими сериями) имела на вооружении самое прогрессивное стрелковое оружие. Решение сделать столь же прогрессивный карабин для кавалерии характеризует тогдашний Департамент вооружений США, как самый инновационный в мире среди подобных ведомств.

Винтовка Холла обр. 1819 г.
Винтовка Холла обр. 1819 г.

Требование устанавливать на новый карабин капсюльный замок – вообще из ряда вон выходящее событие. Тогда такие замки только-только появились, и ни одна из армий мира не имела на вооружении капсюльного стрелкового оружия. США оказались самыми первыми.

Предположительно, за спецификацией карабина стоит тогдашний глава Департамента вооружений полковник Джордж Бомфорд. Он был горячим сторонником системы Холла, и только благодаря его поддержке она получила массовое внедрение. Следует отметить, что сам Джон Холл с прохладцей относился к капсюльному воспламенению и отказался адаптировать свою винтовку под него. Тогда Департамент вооружений обратился к известному оружейнику Симеону Норту. Тот уже выполнял заказ по изготовлению винтовок Холла обр. 1819 г и имел все необходимое оборудование.

Джордж Бомфорд
Джордж Бомфорд

Стараниями Норта появился карабин, позднее получивший название карабин Холла-Норта обр. 1833 г. В отличие от винтовки, он был гладкоствольным. Вместо кремнёвого замка устанавливался капсюльный. Длина круглого ствола составляла 26 3/16 дюйма (67 см). Для сравнения у винтовок она была 32 5/8 дюйма (83 см). К ложу ствол крепился двумя железными стяжками. Металлические части покрывались коричневым лаком. Карабин снабжался 25 ¼ дюймовым (64 см) шомполом-штыком уникальной конструкции. Калибр у первых 1028 серийных экземпляров, выпущенных по контракту от 4 июля 1833 г. и предусматривавшего выплату изготовителю в размере 20 долларов за каждый, был 58-й.

Карабин Холла-Норта обр. 1833 г.
Карабин Холла-Норта обр. 1833 г.

С этим связана интересная история. Изначально Симеон Норт не думал о смене калибра, оставив оригинальный 52-й, как на винтовке. Опытный образец бы передан майору Ричарду Мэйсону из Первого драгунского полка в мае 1833 года. В своем отзыве тот, в частности, написал: ‘После испытания нового ружья, предложенного для драгун, я обнаружил, что оно стреляет пулями с большей силой и точностью, чем французский карабин или мушкет Харперс Ферри, но калибр все же слишком маленький для картечи, ведь пуля весит всего полунции... Я придерживаюсь твёрдого мнения, что при увеличении калибра до того, когда из фунта можно отлить 24 шарообразных пули, станет удобно использовать картечь и можно будет достичь всех целей, для которых оно предназначено. ’

Норт, не теряя времени, увеличил диаметр канала ствола до 0.58 дюйма, чтобы выполнить рекомендацию майора. Первая партия нового оружия была готова в декабре 1833 г. Последнюю армия получила 21-го мая 1834 г. Именно в 58-м калибре 750 карабинов поступило в Первый драгунский полк, расквартированный в форте Гибсон на территории Арканзас.

Симеон Норт
Симеон Норт

14 ноября 1835-го года Норт получил новый контракт на карабин. При этом Департамент вооружений велел вернуть 52-й калибр. Похоже, первая тысяча карабинов вышла в 58-м калибре без согласования с ним. Департамент вооружений пёкся об унификации пуль, а пули для 58-го калибра не присутствовали в армейской номенклатуре 1830-х годов.

В 1836-39 гг было изготовлено 6135 карабинов Холла-Норта обр. 1833 г. Все они были в 52-м калибре. Созданный в мае 1836-го года, Второй драгунский полк интенсивно использовал их в войнах с семинолами во Флориде.

Карабин Холла-Норта обр. 1833 г.
Карабин Холла-Норта обр. 1833 г.

Дополнительные 100 карабинов были сделаны в 1836-м году для штата Алабама. Они отличались тем, что являлись нарезными. Карабины использовались военизированным спецподразделением, которое называлось Мобильная милиция штата. В настоящее время экземпляры данного вида являются очень ценными раритетами.

К концу 1836 года точка зрения драгун по поводу увеличения калибра нашла понимание в Департаменте вооружений. Не отменяя изготовление на заводе Норта карабинов в 52-м калибре, решили запустить в производство версию в 64-м калибре. Позднее она получила название - карабин Холла-Норта или просто Холла обр. 1836 г.

Карабин Холла обр. 1836 г.
Карабин Холла обр. 1836 г.

Конструктивно карабин обр. 1836-го года практически не отличался от обр. 1833 г. Кроме калибра, только изменили длину ствола, сократив до 23-х дюймов (58,5 см). Соответственно короче стал и шомпол-штык. Его длина составила 22 ¼ дюйма (56,5 см).

Вероятно, изменение длины было связано с пожеланиями драгун. Еще летом 1835-го года Стефен Уатс Керни предпринял с тремя ротами Первого полка длительный поход к Скалистым горам. В его рапорте нет ничего о карабинах. Но позднее он признавался, что длина ствола более 26 дюймов показалась драгунам излишней, затруднявшей обращение с оружием, когда едешь в седле.

Производили новую модель на заводе Холла в Харперс Ферри, а не у Норта (из-за чего в названии иногда его имя убирают). С 1837 по 1840-й гг сделали в общей сложности 2020 экземпляров. Большая часть поступила на вооружение Второго драгунского полка для замены карабинов Холла-Норта обр. 1833 г.

Небольшой тираж объясняется тем, что из Флориды, где драгуны усмиряли семинолов, стали приходить негативные отзывы. Отдача крупнокалиберного карабина была такой, что усидеть в седле было очень сложно. 64-й калибр оказался слишком большим.

Тогда Департамент вооружений принял волевое решение, что с 1840-го года будут производиться исключительно карабины в 52-м калибре со стволами длиной 21 дюйм (53 см). Они делались на заводе Норта и получили название карабин Холла-Норта обр. 1840 г.

Карабин Холла-Норта обр. 1840 г.
Карабин Холла-Норта обр. 1840 г.

Значительным отличием от предшествующих моделей стал отказ от шомпола-штыка. Затраты на его изготовление были значительными, а драгуны в штыковые атаки не ходили. В новой модификации оружие получило простой шомпол.

Решили также переделать и рычаг откидывания патронника. В образцах 1833 и 1836 гг. в качестве него использовалась ‘шпора’, которая торчала снизу. При неосторожном обращении её легко было задеть и патронник раскрывался. В обр. 1840 г внедрили хитрый L-образный рычаг конструкции Н.У. Патча , который надо было оттягивать вниз и поворачивать почти на 180 градусов, чтобы патронник откинулся. Он обсуждался к внедрению еще в 1839-м году, испытывался на модели 1833 г., но попал в массовое производство только в 1840-м. Теперь случайные раскрытия патронника были исключены, однако уменьшилась скорость перезарядки.

С таким рычагом выпустили только 500 карабинов. Затем Норт по настоянию Департамента вооружений стал устанавливать ‘рыбий хвост’ конструкции капитана Хагера, чуть позже внедренный на винтовках Холла обр. 1841 г. В этой конфигурации за период 1840-43 гг выпущен 6001 экземпляр модели.

В 1842 году к выпуску карабинов вернулось предприятие в Харперс Ферри. Фактически там с 1842 по 1843 год выпускалась копия карабина Холла-Норта обр. 1840. Однако её принято называть карабином Холла-Норта или просто Холла обр. 1842 г. Единственным отличием являлось то, что использовалась яркая латунная фурнитура вместо железной. Карабин выглядел в одном стиле с только что появившейся исключительно красивой винтовкой M1841 Mississippi.

Карабин Холла обр. 1842 г.
Карабин Холла обр. 1842 г.

Также в этой модели добавили боковую скобу с кавалерийским кольцом, с помощью которого стало возможно крепить оружие к седлу. Но такая же модификация в 1842-м г постигла и карабины Холла-Норта обр. 1840 г. Наличие кольца было общим требованием Департамента вооружений, предъявленное к оружию кавалерии.

Сделали 1001 экземпляр данной модели. Все были отправлены на Запад, поступив на вооружение Первого драгунского полка. С исторической точки зрения значение этого карабина в том, что он стал последним карабином, выпускавшимся в Харперс Ферри.

А завод Симеона Норта в 1843-м году приступил к изготовлению новой модели, получившей название карабин Холла-Норта обр. 1843 года. Главным усовершенствованием в нем являлся механизм откидывания патронника.

Карабин Холла-Норта обр. 1843 г.
Карабин Холла-Норта обр. 1843 г.

В качестве демпферов отдачи во всех предыдущих винтовках и карабинах Холла в откидывающемся патроннике использовались два выступа, упиравшиеся в плечи, прикрученные к боковинам ствольной коробки. Норт заменил правый выступ на блоке патронника овальным кулачком, плотно прилегающим к поворотному стальному захвату, соединенному с длинным рычагом. Движение рычага вниз поворачивало захват и тот откидывал переднюю часть патронника. Механизм был удобнее, чем ‘шпора’ или ‘рыбий хвост’, и делал оружие более изящным, обтекаемым.

Эта модель стала самой массовой среди карабинов Холла-Норта. Всего до февраля 1853-го года их было произведено 10500 штук. Они активно участвовали в Мексиканской войне 1846-48, являясь основным оружием Первого и Второго драгунских полков.

Сержант Первого драгунского полка с карабином Холла-Норта обр. 1843 г.
Сержант Первого драгунского полка с карабином Холла-Норта обр. 1843 г.

У военных не сложилось единого мнения о карабинах Холла-Норта. Генеральный инспектор полковник Кроган явно был настроен против них. В 1836-м году он писал: ‘Подполковник Мэйсон не считает патентованный карабин столь эффективным оружием, как мы до сих пор считали, и другие офицеры согласны с его мнением. Основной недостаток кроется в ненадёжности воспламенения, в среднем осечки происходят в восьми случаях из двенадцати. Я легко себе представляю, как после дневного перехода [на лошадях] заряд, который нельзя загнать в патронник с неограниченной силой (используется только палец), может под действием силы тяжести настолько удалиться от положенного места, что его воспламенение становится сомнительным…’

С годами точка зрения полковника только укрепилась. В 1840 году находясь в форте Ливенворт Кроган повторил свои прежние замечания и перечислил несколько новых: ’ Карабин. Даже когда новый – бракованное оружие, а сейчас множество просто вышло из строя (за исключением недавно полученных); дефектный или неподходящий для драгун, потому что при ношении, как это и должно быть, стволом вниз, заряд вскоре настолько отдаляется от своего места, что его воспламенение становится сомнительным… Он также слишком слаб в шейке приклада, чтобы выдерживать грубое обращение и сильные удары, обычные при службе на Фронтире.’

Напротив, некоторые солдаты Второго драгунского полка высоко оценили свойства карабина в схватках с семинолами: влажность способствовала быстрому ржавлению металлических частей оружия, но даже заржавев патронник продолжал откидываться, а курок функционировать. С западного Фронтира тоже доходили похвалы. В феврале 1845-го года капитан Енох Стин, командир роты «Е» Первого драгунского полка писал: ‘Карабины модели «Норт», предоставленные роте «Н», являются лучшими и наиболее подходящими из всех, что я видел; патронник открывается не хлипкой и сложной пружиной, как сделано в 40 "Нортах", которые были отправлены в мою роту, а плоским рычагом перед скобой, которым легко оперировать большим пальцем. Карабины роты «Н» имеют латунные стяжки, и я считаю это очень полезным.’

Отвечая на критику карабина Холла-Норта полковник Бомфорд, глава Департамента вооружений, писал в 1845-м году: ‘Соединенные Штаты уже давно приняли на вооружение винтовки Холла, причем, после таких испытаний, которые, казалось, сняли все возражения, что полностью подтверждается отчетами и протоколами [прилагаются]. Первый драгунский полк еще при формировании был вооружен карабинами этой модели. Они заслужили самое безоговорочное одобрение. Как так получилось, что мнение об их полезности в последнее время оспаривается? Не потому ли, что в войсках не уделялось внимания поддержанию оружия в хорошем состоянии? А солдаты не были должным образом проинструктированы, как их использовать? Я на деле знаком с использованием системы Холла, и безоговорочно утверждаю, что если бы моя честь и жизнь были поставлены на карту и зависели бы от использования стрелкового оружия, я скорее взял бы один из этих карабинов, чем любое другое оружие.’

Глава военного ведомства поддержал консерваторов, Департамент вооружений оказался вынужден одобрить замену оружия системы Холла простыми дульнозарядными мушкетонами, которые были специально разработаны для этой цели. Модель 1843 г. стала последней модификацией карабина Холла-Норта. Полковник Бомфорд умер 25 мая 1848 г. С его уходом система Холла лишилась самого горячего сторонника. Выпуск по контракту продолжался до 1853-го года, но оружие более не поступало в войска, отправляясь прямо на склад.

В начале Гражданской войны 5000 таких карабинов хранилось в федеральном арсенале Нью-Йорка. С ними связана афера, позднее получившая название ‘Дело карабинов Холла’. Пронырливый делец Артур Истман узнал, что вполне исправные карабины считаются устаревшими и непригодными к использованию. Он купил их у Департамента вооружений по цене 3 с половиной доллара за штуку. Чтобы сделать это, он взял кредит у Симона Стивенса под обязательство продать тому карабины по 12 с половиной долларов. Стивенс заранее договорился с генералом Джоном Фримонтом, командующим западной группой войск, что тот купит оружие, если карабины будут конвертированы из 52-го в 58-й калибр и получат винтовочные нарезы. Известный банкир Дж.П. Морган предоставил необходимую сумму Стивенсу, тот передал деньги Истману, и в августе 1861 года карабины уже были в мастерской известного нью-йоркского оружейника У.У. Маркстона. Переделка встала в 75 центов за экземпляр. В сентябре Фримонт на деньги армии выкупил карабины Холла-Норта по цене 22 доллара за штуку! Эта возмутительная сделка в конце концов привела к тому, что генерал лишился своего поста. Дельцы не пострадали.

Сейчас карабины Холла-Норта являются антиквариатом и стоят тысячи долларов. К сожалению, с их репликами дела обстоят так же, как и с винтовкой Холла – они не выпускаются. Американская компания The Rifle Shoppe делает запчасти к ним, но это не полные наборы с инструкцией по сборке. Т.е. чтобы сделать стреляющую реплику системы Холла вам придется изрядно подождать, пока будут готовы ваши запчасти, потом выяснить, чего не достает, решить проблему, и затем самостоятельно собрать конечный продукт.

Отсутствие доступных реплик делает карабины Холла-Норта фигурами нон грата в художественном кино и сериалах. Режиссеры предпочитают использовать оружие других систем, более доступное и менее ценное. Изменится ли ситуация – во многом зависит от того, возьмется ли кто-то из производителей репродукций исторического оружия за данные карабины. Появление реплик несомненно приведёт к вспышке интереса кинематографистов.

(c) Свен Железнов

P.S. Монетизация канала отключена Дзеном. Если вы хотите мотивировать автора писать больше статей, можно сделать донат на Биткойн кошелек 38Lu21QkqAxr1QBf5jNcNmvm7UJSdMXTvg или получить реквизиты для перевода средств, написав приватное сообщение.

Читайте также:

Опередившая своё время: винтовка Холла обр. 1819 г.

Старомодная, но эффективная: винтовка M1841 Mississippi

Любимое оружие трапперов: винтовки братьев Хокен

Самый массовый кремневый мушкет армии США: M1816

Рожденная войной: винтовка армии США M1817

Лучший подарок для индейца: карабин M1807

Первая военная винтовка США: M1803

Американские мушкеты войны 1812-го года

Ставший первым и последним: мушкет армии США M1842

Хобби
3,2 млн интересуются