Известно, что дети с расстройсвом аутистического спектра особенно тревожны. Очень часто у них, собственно как и других детей с особенностями (СДВГ, ЗПР, например), диагностируют генерализованное тревожное расстройство. Но сейчас речь не про диагнозы, а про то, что с этим делать, как помочь ребенку и себе справляться с перманентным стрессом.
Для начала стоит сказать, что вызывает состояние тревожности у ребенка с РАС (синдромом Аспергера, в частности) по моим наблюдениям и знаниям:
- все новое (новые места, люди и т.д., даже новые игрушки);
- нарушение привычного хода событий (когда нарушается заданный режим и порядок);
- стрессовые ситуации (поход к врачу, в гости и т.д.);
- тревожное состояние матери (другого взрослого, к кому привязан ребенок);
- ситуации, вызывающие повышенное сенсорное воздействие;
- длительное нахождение среди людей.
Соответственно, работать со снижением тревожности можно и нужно по всем данным направлениям.
Но первое, что нужно сделать, это признать и принять тот факт, что у ребенка повышенная тревожность, которая кажется перманентной. Мне так тоже сначала казалось, но потом я научилась управлять этой тревожностью. Не психовать на эту тему, хотя это порядком изматывает, осознать , что вы в этом не виноваты, так сложилось. Ваша задача здесь помочь ребенку. Я всегда сравниваю состояние детей с РАС, извините, с морскими свинками, которые обладают повышенной тревожностью из-за того, что их сьедят, из-за новых запахов, шумов, рук и т.д.
Второе, что очень важно сделать, это поработать со своим состоянием, если вы осознаете тревогу у себя. Дети - это маленькие антенны, они считывают ваше состояние. Здесь в помощь психологи, психотерапевты и т.д., кому вы доверяете. Можно и медикаментозно себя поддержать.
Далее важно оценить при помощи специалиста уровень тревоги ребенка и необходимость помощи ему медикаментами. Честно скажу, что даже из острых сосояний выводила ребенка без таблеток. Единственное, что даю - растительный препарат накануне или после стрессовой ситуации.
Далее можно начинать работать, можно использовать следующее:
- расписание (сделать жизнь ребенка максимально предсказуемой);
- проработка всего нового (расскажу в видео, как научились ходить в гости и ездить в поездки без адского стресса для всех);
- тренировки непредвиденных ситуаций в ресурсном состоянии ребенка;
- сенсорная защита ребенка (солнечные очки, наушники в метро и кино и т.д.);
- не допускать социального перегруза (не стесняться уйти из гостей, общественных мест, когда ребенок устал);
- арт терапия (помогаем найти причину тревоги и поработать с ней);
- сказкотерапия (отдельно расскажу, что это такое и как использовать самим);
- расслабляющее физическое воздействие (ванные с магниевой солью, если нет противопоказаний, бассейн, игры с водой и т.д.).