Найти тему
Яна_Аспимама

Тревожность у детей с особенностями (рас, синдром Аспергера)

Известно, что дети с расстройсвом аутистического спектра особенно тревожны. Очень часто у них, собственно как и других детей с особенностями (СДВГ, ЗПР, например), диагностируют генерализованное тревожное расстройство. Но сейчас речь не про диагнозы, а про то, что с этим делать, как помочь ребенку и себе справляться с перманентным стрессом.

Для начала стоит сказать, что вызывает состояние тревожности у ребенка с РАС (синдромом Аспергера, в частности) по моим наблюдениям и знаниям:

  • все новое (новые места, люди и т.д., даже новые игрушки);
  • нарушение привычного хода событий (когда нарушается заданный режим и порядок);
  • стрессовые ситуации (поход к врачу, в гости и т.д.);
  • тревожное состояние матери (другого взрослого, к кому привязан ребенок);
  • ситуации, вызывающие повышенное сенсорное воздействие;
  • длительное нахождение среди людей.

Соответственно, работать со снижением тревожности можно и нужно по всем данным направлениям.

Но первое, что нужно сделать, это признать и принять тот факт, что у ребенка повышенная тревожность, которая кажется перманентной. Мне так тоже сначала казалось, но потом я научилась управлять этой тревожностью. Не психовать на эту тему, хотя это порядком изматывает, осознать , что вы в этом не виноваты, так сложилось. Ваша задача здесь помочь ребенку. Я всегда сравниваю состояние детей с РАС, извините, с морскими свинками, которые обладают повышенной тревожностью из-за того, что их сьедят, из-за новых запахов, шумов, рук и т.д.

Второе, что очень важно сделать, это поработать со своим состоянием, если вы осознаете тревогу у себя. Дети - это маленькие антенны, они считывают ваше состояние. Здесь в помощь психологи, психотерапевты и т.д., кому вы доверяете. Можно и медикаментозно себя поддержать.

Далее важно оценить при помощи специалиста уровень тревоги ребенка и необходимость помощи ему медикаментами. Честно скажу, что даже из острых сосояний выводила ребенка без таблеток. Единственное, что даю - растительный препарат накануне или после стрессовой ситуации.

Далее можно начинать работать, можно использовать следующее:

  • расписание (сделать жизнь ребенка максимально предсказуемой);
  • проработка всего нового (расскажу в видео, как научились ходить в гости и ездить в поездки без адского стресса для всех);
  • тренировки непредвиденных ситуаций в ресурсном состоянии ребенка;
  • сенсорная защита ребенка (солнечные очки, наушники в метро и кино и т.д.);
  • не допускать социального перегруза (не стесняться уйти из гостей, общественных мест, когда ребенок устал);
  • арт терапия (помогаем найти причину тревоги и поработать с ней);
  • сказкотерапия (отдельно расскажу, что это такое и как использовать самим);
  • расслабляющее физическое воздействие (ванные с магниевой солью, если нет противопоказаний, бассейн, игры с водой и т.д.).