Найти в Дзене

Фривольные танцы, фанты и «пузеля» – как развлекались дворяне?

Оглавление

Усадьба Архангельское неразрывно связана с дворянской культурой. На протяжении трёх веков усадьбой владели князья Шереметевы, Одоевские, Черкасские, Голицыны, Юсуповы. Своего расцвета Архангельское достигло в первой трети XIX века при князе Николае Борисовиче Юсупове, определившем, что имение это «не доходное, а расходное, не для прибыли, а для веселия». Предлагаем вспомнить, как же веселились дворяне XVII-XIX веков в гостях и на балах.

Игры «на компанию»

Фанты

Знакомая нам игра: ведущий подходит к каждому участнику и задаёт ряд вопросов, на которые нельзя отвечать «да» или «нет». Если игрок ошибается, то он должен отдать «фант» – какую-то свою вещь (кольцо, часы). Ведущий прячет предметы в мешке и по очереди спрашивает у игроков, какое задание нужно выполнить каждому фанту.

Игра «фанты» на открытке ХIХ века
Игра «фанты» на открытке ХIХ века

Среди заданий встречалось «зеркало» (надо было обойти всех гостей и изобразить отражение каждого), «шут» (рассмешить окружающих), «оракул» (предсказать судьбу), а также более простые действия: покричать петухом, попрыгать на одной ножке и так далее.

Шарады

Ещё один способ весело провести время в кругу друзей. Шарады называли «загадками в лицах», и эта забава похожа на современную игру «Крокодил». Участники делились на две группы: «актеры» и «зрители». Актёры разыгрывали загадку при помощи мимики и жестов, а зрители пытались угадать зашифрованное слово. При этом его разбивали на слоги, например, для слова «ино-земец» показали бы два маленьких спектакля, а если зрители затруднялись с ответом, то актёры изображали слово целиком.

В шарадах дамы и господа могли проявить свои творческие способности, пошутить, отбросить формальности. Нередко для шарад готовили декорации и костюмы, для этого даже доставали старинную одежду и ценности, хранящиеся в сундуках.

-2

Почта

Все присутствующие получали по листку бумаги и записывали на нём вопрос. Потом записочки перемешивались в шляпе и вновь раздавались участникам. Не глядя на вопрос, с обратной стороны следовало написать ответ. Потом бумажки вынимали и зачитывали вопросы и совершенно неожиданные ответы на них – несовпадение вызывало взрывы хохота.

Рифмы

Простая, но при этом весёлая игра. Участники становились в круг, один из них брал платочек, называл слово и кидал его другому игроку. Тот должен был поймать платок и быстро назвать рифму на предложенное слово, и ответы нередко бывали очень смешными.

Живые картины

Что-то среднее между шарадами и домашним театром – костюмированное изображение сцен из литературных произведений или живописи. Обычно «в картины» играли без предварительной подготовки, так что зрители не относились строго к недостаткам декораций или уровню актёрской игры. Инсценировки были немыми, и участники могли рассчитывать лишь на свою грацию.

-3

Чаще всего во время подобных импровизаций предлагалось отгадать название картины, сюжет которой демонстрировали от двух до семи игроков, а если это были дети – то сказки. Для семейных торжеств старались подобрать тему, подходящую к празднику.

Домашний театр

Актёрами выступали друзья и члены семьи. Профессия актёра считалась не престижной, но выйти на сцену в домашнем кругу, за закрытыми дверями, было нормально даже для самых знатных господ. Например, княгиня Зинаида Юсупова считалась великолепной драматической актрисой и покорила своей игрой самого Станиславского.

Также у знати существовали частные театры, где актерами были крепостные. Хорошие частные труппы (какая, к слову, была у Николая Борисовича Юсупова в Москве), могли не уступать профессиональным театрам, имели собственных «звёзд» и давали представления на регулярной основе. Актёров отбирали очень тщательно, порой даже с самого детства, обучая талантливых крестьянских мальчиков и девочек музыке, танцам, языкам, так что участие в театральных представлениях могло стать своеобразным «социальным лифтом». Но даже самые знаменитые актёры таких театров оставались, в первую очередь, крепостными, которые должны были исполнять волю своего господина, и их в любой момент можно было выпороть, выгнать из труппы или вернуть обратно в услужение.

Когда в октябре 1810 года князь Н.Б. Юсупов приобрёл Архангельское, небольшой театр там уже был. Он располагался в западном придворцовом флигеле еще со времени предыдущих владельцев князей Голицыных. Но к визиту императора Александра I в усадьбу в 1818 году Николай Борисович задумал создать нечто удивительное, театр декораций, которого не было ни у кого. Так в Архангельском по проекту одного из известнейших итальянских театральных художников-декораторов Пьетро ди Готтардо Гонзаги был построен театр, для которого актёры оказались не нужны. Если вы хотите узнать больше об этом удивительном театре, то можно прочитать статью или увидеть его своими глазами.

Театр Гонзаги
Театр Гонзаги

Карточные игры

Карточные игры впервые упоминаются ещё в текстах времен Ивана Грозного, но тогда они считались забавой мошенников и воров. Всё изменилось в XVIII веке, когда азартными играми увлеклась знать.

Виктор Васнецов «Преферанс»
Виктор Васнецов «Преферанс»

Карточные игры делились на коммерческие и азартные. Играть в коммерческие игры было нормально и даже престижно, а вот азартные игры порицали (что не уменьшало их популярности).

В коммерческие игры играли в салонах, в гостях или дома с друзьями, они отличались простыми правилами и не подразумевали денежных ставок – это, например, вист, винт и преферанс. Помимо собственно развлечения, в них играли, чтобы пообщаться, наладить связи или укрепить социальное положение.

Азартными считались штос, баккара и фараон. Выигрыши и проигрыши бывали огромные – за карточными столами появлялись и рушились целые состояния, о чём можно прочесть в произведениях многих русских классиков.

-6

Одна из самых скандальных историй связана с фамилией Голицыных (они владели Архангельским с 1703 по 1810 год). Князь Александр Голицын отличался невероятной расточительностью и разгульным образом жизни. Он мог месяцами не появляться дома, проводя время в кутежах и забавах. Возвращаясь к жене, князь обращался с ней грубо, мог допустить и рукоприкладство, а однажды… проиграл в карты графу Разумовскому. Как это случилось?

Князь Александр и княгиня Мария Голицыны
Князь Александр и княгиня Мария Голицыны

Граф Лев Разумовский встретил на балу и полюбил «печальную красавицу Марию» (так княжну Голицыну прозвали за вечно грустный вид). Княжна ответила ему взаимностью. Чтобы избавить возлюбленную от жестокого супруга, граф подумывал о дуэли, но, узнав, что тот очень азартен, Разумовский выбрал карты – и не прогадал! Они играли всю ночь, и вышло так, что князь Голицын спустил в игре своё состояние. Он молил об ещё одной партии, и тут Разумовский пошёл ва-банк: предложил князю поставить на кон свою жену. В случае победы, граф обещал вернуть всё, что тот успел проиграть. Голицын согласился.

Лев Кириллович Разумовский
Лев Кириллович Разумовский

Удача оказалась на стороне влюблённых: Голицын и эту партию проиграл. Мария уехала с Разумовским (говорят, она была крайне возмущена, что её, знатную даму, проиграли в карты, словно крепостную девку). Дальнейшая судьба пары сложилась хорошо - Марии удалось получить развод и стать графиней Разумовской. Эта история легла в основу поэмы Михаила Лермонтова «Тамбовская казначейша».

Настольные игры

Помимо карт, существовали и другие настольные игры. Подобно современным «бродилкам» в них использовались игровое поле, кубик и фишки. Самой популярной «настолкой» была игра «Гусёк», названная так, вероятно, в честь понятия «ходить гуськом» (так передвигаются фишки по полю). На клетках были нарисованы условия, знакомые многим любителям настольных игр: попавший в таверну пропускал ход, колодец вынуждал ждать спасения от другого игрока, портал удачи перемещал вперёд и так далее.

Лото пришло в Россию из Италии и сразу пришлось по вкусу аристократии. Впрочем, играли часто на деньги, так что в приличных местах такие забавы были под запретом.

-9

Ещё одно хорошо знакомое нам увлечение – пазлы. Оказывается, они были известны в России с XIX века, только под неожиданным для уха названием «пузеля» (на французский манер). А в остальном всё было то же: большая картина разрезалась на фрагменты, и дамы и господа с удовольствием их составляли в первоначальную композицию.

-10

Танцы

Бал

Бал был достаточно дорогим удовольствием (на одном освещении уже можно было разориться, ведь на протяжении многих часов в зале горели сотни свечей!), но его давали все соразмерно своим возможностям. Ведь бал означал кульминацию светской жизни, самое престижное событие для знатного общества. На балу искали женихов, признавались в любви, делали первые шаги к успешной карьере.

Дмитрий Кардовский. «Бал в петербургском дворянском собрании». 1913 год
Дмитрий Кардовский. «Бал в петербургском дворянском собрании». 1913 год

Бальный этикет отличался большой строгостью – система танцев, их последовательность, наряды и поведение гостей шли в соответствии с установленными правилами, и нарушитель этих правил навлекал позор на себя (и свою семью). Не так приколотый цветок или неверный оттенок на платье могли вызвать общественное порицание и даже разрушить мечты о счастливом браке.

Владимир Первунинский. «Бал»
Владимир Первунинский. «Бал»

Обычно гости съезжались к шести или девяти часам пополудни, хозяева лично их встречали. Бал открывался полонезом – неспешным танцем, который давал возможность рассмотреть наряды друг друга и пообщаться. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В состав многих танцев входили «дразнящие» игры, различные кокетливые фигуры и вариации, позволяющие молодым людям флиртовать, но при этом не выходить за рамки приличий. Вальс, например, считался очень фривольным танцем, ведь в нём дамы неслись по кругу в объятиях мужчин – его называли «танцем влюблённых» и даже «музыкальной поэмой в сладостных формах». В середине вечера гостей приглашали на обед, на котором правил поведения было ещё больше, однако именно тогда обсуждали всю светскую жизнь: театры, свадьбы, карьеру. Заканчиваться бал мог уже под утро, после чего усталые дамы и господа разъезжались по домам в ожидании следующего мероприятия.

Адольф Менцель. «Бал с ужином»
Адольф Менцель. «Бал с ужином»

Бал-маскарад

Особым видом бала являлся бал-маскарад, который, как можно догадаться, подразумевал костюмированное веселье. Скрыв лицо маской, а то и вовсе перевоплотившись в кого-то совершенно иного, можно было позволить себе больше вольностей. Маскарады особенно любили российские императрицы: Анна Иоанновна, например, проводила потешные свадьбы карликов-шутов в «ледяном доме», а Елизавета Петровна переодевалась в мужчину и требовала того же от придворных дам (кавалеры, соответственно, наряжались в пышные женские платья).

Валерий Якоби. «Ледяной дом». 1878 год
Валерий Якоби. «Ледяной дом». 1878 год

Во времена Николая I популярность маскарадов пошла на спад, а при Александре III карнавалы и вовсе прекратились, но не для всех – летом 1884 года княгиня Зинаида Юсупова и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна устроили «Крестьянский бал» в Архангельском. Облачившись в крестьянские наряды (дамы кроили и шили их собственноручно), знатные господа собрались в усадьбе в кругу близких друзей. Все были переодеты в простые ситцевые костюмы ярких цветов. Праздник прошёл очень весело, «все плясали до упаду» – писал Великий князь Сергей Александрович своему племяннику Цесаревичу Николаю.

-15

Сегодня в Архангельском проходит множество творческих мероприятий: концерты, театральные постановки, выставки и мастер-классы. Вы можете ознакомиться с афишей на сайте музея-заповедника или же приезжать просто так – погулять по аллеям парка, погрузиться в атмосферу XIX - начала ХХ веков и представить, как проводили время хозяева имения и их гости.