БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Напомним себе то обстоятельство, что в послевоенные годы строительство БАМа шло крайне медленно, но всё-таки удалось уложить железнодорожный путь от Тайшета до Усть-Кута (1946-1951 гг.). Спустя ещё несколько лет, БАМ, как говорится, приобретает полноценное «второе дыхание». Это «дыхание» ознаменовалось знаменательной датой – 8 июля 1974 года, которую правомочно считают «днём рождением» или точкой отсчёта современного БАМа. Действительно, в этот день вышло постановление правительства «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
Итак, перенесёмся в прошлое на момент названной выше даты, и мы окажемся в предвкушении воистину масштабной и грандиозной «стройки века», которая предполагала строительство основного пути Усть-Кут – Комсомольск-на-Амуре, протяжённостью 3145 километров. Вместе с тем, к основному пути прилегают соответствующие участки, Тайшет-Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Их строили ещё в военное и послевоенное время. Но весь БАМ – это около 4300 километров истории мужества и трудовой доблести. И какая теперь идея была локомотивом строительства?
Следует сказать, без идеологии тут не обошлось. И нужно было привлечь «свежие силы», мотивированные, стойкие, достойные кадры, которыми оказались – комсомольские отряды (подчеркнём, в том числе). Да, в апреле 1974 года создаётся «Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ». Нельзя не отметить, оптимальное решение задействовать молодёжь для строительства БАМа сопровождалось высокой инициативой и свободным волеизъявлением тех, кто отреагировал позитивным откликом на «трубный зов» правительства. На наш взгляд, какая-то «искра соучастия» в чём-то непостижимо великом, действительно горела в сердцах добровольцев, покорителей трудных климатических районов БАМа. Ну и это коллективное идеологическое «пламя» поддержавшее идею, собрало около 2 миллионов человек. Для сравнения, начало строительства (1932 год) собрало 2500 человек, Бамлаг (на 1936 год) – 180 тысяч человек. Понятно, что два миллиона могли сделать гораздо больше! И давняя идея наконец, получила старт для своего воплощения в жизнь, причём быстрыми темпами.
Таким образом, «второе дыхание» БАМа было крепко связано с моральным духом его строителей. Ну, по правде сказать, этот дух подкреплялся хорошим материальным обеспечением. Кроме того, с другой стороны, большая комсомольская (неоспоримо заслуженная) стройка не воплотилась без военной составляющей. В чём она выражалась, эта составляющая? Ни в коем случае нельзя забывать, что восточный участок БАМа строили железнодорожные войска (подразумевается протяжённость пути от Комсомольска-на-Амуре до Тынды приблизительно - 1500 км.). А это также упорство и мужество военных.
Именно так, БАМ не воспринимался военнослужащими чем-то неотвратимым и нежелательным, либо навязанным, скорее наоборот, но идеологическая пропаганда, конечно, имела место быть. Мы ещё соприкоснёмся с различными деталями, подробностями строительства БАМа в плане взаимоотношений, психологических аспектов. Хотя есть вопросы, несколько риторические и пространные, и, понятно, опять-таки, идеологически обусловленные. Почему символом начала современного БАМа выступил Усть-Кут? Почему БАМу присвоили имя Ленского комсомола, если железнодорожные войска внесли немалую лепту для успешного завершения проекта? На самом деле БАМ начинался с двухсторонней высадки «строительных десантов» передовых комсомольских отрядов и частей железнодорожных войск. Ответы на заданные вопросы где-то внутренне понятны, тем не менее, подойдём к истории современного БАМа не только с познавательной целью, но и с философской подоплёкой относительно событий по-настоящему грандиозного прошлого. И да, постараемся быть последовательными в своих изысканиях, планируется обращать внимание на культурный подтекст того, что связано было с дорогой, устремлённой в будущее!
Позволим себе несколько лирический мотив. Если можно было как-то представить БАМ неким социальным организмом, то у него появляется «душа». Как раз эта «душа» звала, собирала, направляла и строила! Если исходить из категории общественного сознания, именно такой тип сознания олицетворяется с «духовным», иначе говоря, с душой. Если ещё больше идеализировать, то с упомянутым ранее «вторым дыханием», БАМ, аллегорически говоря, испытал «перевоплощение» своей души в новой и более зрелой форме. Интересно то, что данная форма, как проводник идеи, эволюционирует, и не зря сегодня благодатная весть о масштабной реконструкции БАМа набирает обороты, открывается «новое культурное дыхание» и новый жизненный цикл даёт о себе знать, надеемся, вместе с поднимающейся страной в качестве важнейшей магистральной артерии!