Эра реактивных самолётов началась в самом конце Второй Мировой войны. Первые реактивные самолёты были во многом похожи на привычные поршневые (с двигателем внутреннего сгорания и пропеллером), однако конструкторы столкнулись с большой проблемой. Дело в том, что характерные для поршневых самолётов «прямые» крылья, обладающие отличной подъёмной силой на относительно малых скоростях, при очень высокой скорости становятся настоящей угрозой. Реактивные самолёты того времени вплотную подошли к скорости звука – и вот тут оказалось, что как только самолёт «подбирается» к звуковой скорости (0.8 и выше), он теряет управление и сваливается в пикирование. Именно поэтому инструкция к немецкому реактивному истребителю «Мессершмидт Ме-262» строго запрещала превышать скорость 900 км/час.
К концу 40-х годов авиаконструкторы придумали, как бороться с этим неприятным явлением – нужно придать передней кромке крыла сильный наклон к хвосту, сделать крыло стреловидным – скажем, как на советском «МиГ-15».
В дальнейшем и вовсе было признано целесообразным использовать треугольное крыло – дельтавидное, то есть в форме греческой буквы «дельта».
А теперь представьте себе, каково было удивление публики, когда в 1969 году на выставке древних ювелирных изделий из Колумбийского «Музея Золота» были обнаружены... миниатюрные модели летательных аппаратов с тем самым треугольным дельта-крылом!
Маленькие фигурки, изготовленные из сплава золота и меди, принадлежали индейской культуре Кимбайя, расцвет которой пришёлся на IV – VII века нашей эры. Рассказывают, что всё началось с того, что какой-то мальчик, подошедший с отцом к витрине с надписью «Фигурки птиц», вдруг закричал: «Папа, папа, смотри, самолёты!».
Само собой, поднялась страшная шумиха. Дискуссия в газетах и журналах была очень острая, как обычно, нашлись как горячие сторонники «самолётной» теории, так и ожесточённые скептики.
– Да посмотрите же сами, это же очевидно крылья и хвостовое оперение! Это явно изображение реактивных летательных аппаратов! – убеждали одни.
– Какие реактивные летательные аппараты могут быть в Америке за тысячу лет до Колумба? Не смешите – это просто изображения птиц или летучих рыб! – возражали другие.
– Культура Кимбайя расположена в долине реки Каука, в Андах, в горах, в сотнях километров от океанского побережья! Откуда там летучие рыбы?! – спрашивали третьи.
– Сходство с самолётом тут чисто случайное! Это изображения птиц-колибри, бабочек, цикад или других крупных насекомых! – уверяли четвёртые.
Было над чем задуматься. Реактивный самолёт – не примитивный планер «из реек и ткани», не «бумажные крылья» из былины про Тугарина Змеевича. Чтобы построить такой самолёт, нужны технологии, неизвестные древним людям. Однако сторонники «теории всего загадочного» тут же парировали: а, собственно, кто сказал, что индейцы делали золотые фигурки своих реактивных самолётов? Возможно, они просто изображали то, что видели? Самолёты какой-то другой, неизвестной нам цивилизации? Летательные аппараты инопланетян?
Энтузиасты даже изготовили несколько моделей «истребителей из Кимбайя» и продули их в аэродинамических трубах – тех самых, которые используются при конструировании настоящих самолётов. Результаты показали, что древние «самолётики» обладают вполне себе неплохими аэродинамическими характеристиками – они действительно могут летать! В 1996 году были построены летающие модели «самолётов из Кимбайя», к ним приделали миниатюрные двигатели – и... древние «амулеты» полетели! Они даже могли выполнять фигуры высшего пилотажа – бочку, мёртвую петлю, переворот Иммельмана...
– Какие вам ещё требуются доказательства? Это явно древние самолёты! – радовались энтузиасты.
– Ваши опыты ничего не доказывают! – спорили скептики. – Летучая рыба тоже обладает отличной аэродинамикой, иначе не была бы летучей! Это же не значит, что её сделали инопланетяне? Никакие это не самолёты, а птицы, рыбки или бабочки!
– В музеях мира хранятся тысячи изображений птиц, рыб и бабочек, сделанных южноамериканскими индейцами доколумбовой эпохи! – не сдавались сторонники «самолётной» теории. – И эти изображения похожи именно на птиц, рыб и бабочек, а не на летательные аппараты с треугольным крылом! И потом, разве не были найдены в той же самой Южной Америке загадочные древние «аэродромы» в пустыне Наска?
– От пустыни Наска до тех мест, где жили индейцы Кимбайя, больше двух тысяч километров! – смеялись скептики.
И так далее, и так далее...
Чем же закончился этот спор? – спросите вы. А ничем пока. Все остались при своём мнении, и никто не смог поставить «решающего эксперимента», позволяющего подтвердить или опровергнуть ту или иную гипотезу.
Культура Кимбайя была полностью уничтожена европейцами, последние индейцы из этого племени (или группы племён) умерли ещё в XVII веке. Так что у самих индейцев (или даже отдалённых их потомков) мы уже ничего спросить, увы, не можем. Находки из Кимбайя уникальны, не похожи ни на что другое – однако мастера, их изготовившие, жили больше полутора тысяч лет назад. Мы даже не знаем, где именно были найдены эти загадочные фигурки – скорее всего, они были выкрадены ещё сотни лет назад из каких-то древних гробниц...
Вот если бы мы могли осмотреть эти гробницы – вдруг настенные рисунки (если они там есть) смогли бы рассказать нам больше! Но где эти гробницы – мы тоже, увы, не знаем. Так что пока загадка остаётся загадкой, а уж вы сами как хотите, так и думайте. Кстати, а как вы думаете, а?
Подписывайтесь на бумажный "Лучик" на сайте Почты России. Подписку на электронную копию журнала можно оформить здесь (заполняя форму редакционной подписки, в строке "Версия журнала" выберите опцию "Электронная версия журнала").