Найти в Дзене
VIKENT.RU

Переосмысление форм Клодом Моне

Оглавление

Художнику необходимо передавать посредством творчества внутренние переживания, эмоции, мысли, он стремится выплеснуть на холст то, что задевает его душу. Для этого необходима свобода, свобода в выражении творческого порыва. Этого не могла предоставить академическая живопись со свойственными ей строгими канонами. В наступившем кризисе второй трети XIX века созревают те изменения, которые породили одно из самых значимых направлений в истории живописи — импрессионизм. Его отцом-основателем является Оскар Клод Моне.

1 (Огюст Ренуар). Портрет Клода Моне. 1875. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Клод_Моне.jpg
1 (Огюст Ренуар). Портрет Клода Моне. 1875. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Клод_Моне.jpg

Сам Моне не написал ни одного трактата или манифеста. Так же как и сложившаяся вместе с ним группа художников Моне (Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль и др.) не осознавал себя как импрессионист, он писал, лишь поддаваясь вдохновению и попытке вырастить в себе нечто стоящее. Импрессионизм стал самостоятельным и вполне признанным направлением по истечении многих лет. Сегодня он признается отправной точкой на пути к современному искусству. С него начинает меняться видение мира, переосмысление форм, и делается акцент на чувственном восприятии. Все это заслуга Оскара Клода Моне.

Видеть привычные вещи в разных цветовых вариациях позволяет расширять границы сознания и меняет характер восприятия мира. Камень собора тверд и прочен, он стоит неподвижен без изменений веками, но на картинах Моне, он будто оживает и воплощается в различных образах. Замечая повседневные изменения посредством солнечных лучей, погодных явлений, художник запечатлевает их на своих полотнах. Обращая всеобщее внимание на привычные, но часто остающиеся незамеченными вещи. Каменная архитектура оживает и в ее очертаниях, в ее уголках рождается жизнь, пропуская через себя солнечный прилив. Несомненно, эта серия отличается оригинальностью видения и чувствования. Здесь проявляется нематериальный, зрелищный эффект света при соприкосновении с воздухом.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что техника Моне была уникальной: сочетание экспрессивных мазков, отсутствие глубины и описательных деталей, манера писать на открытом воздухе, присутствовать здесь и сейчас, завершая картины на месте — все это вместе порождало удивительные и чарующие образы.

2 «Впечатление. Восходящее солнце», 1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5c/Claude_Monet%2C_Impression%2C_soleil_levant%2C_1872.jpg
2 «Впечатление. Восходящее солнце», 1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5c/Claude_Monet%2C_Impression%2C_soleil_levant%2C_1872.jpg

Некоторые факты биографии

Оскар Клод Моне родился он 14 ноября 1840 года и жил в народном квартале Монмартр. В 1845 году семья переезжает в Нормандию, в Гавр. Живописи учился в Париже. Умер 5 декабря 1926 года в Живерни, во Франции в возрасте 86 лет. Творческая манера художника заставляет задуматься о его вкладе в искусство. Страсть к написанию пейзажей повлияла на создание им особой техники экспрессивных мазков: отсутствие глубины и описательных деталей. Такого рода приёмы были крайне революционны для того времени.

Моне разрушал привычные стереотипы и уводил публику в другой мир, мир, где царит сиюминутное состояние природы и вещей в ней. Он цеплялся за мгновения, чтобы запечатлеть их на своих полотнах. Рисуя на пленэре, Моне старался ухватить настроение окружающей его атмосферы, чтобы заставить замереть навечно в картине. Свобода — вот главный принцип его творческого пути. Его живая, внутренняя энергия благоприятствовала появлению импрессионизма — термин придумали критики.

В 1877 году тяга художника перемещается в индустриальную тематику, он начинает писать вокзал Сен-Лазар, который станет его излюбленным местом. Его привлекала новая черта измененного мира — строительное дело со своими прямолинейными железобетонными постройками, предвосхищающими будущее конструкциями мостов, железных дорог, со скорыми, пыхтящими поездами, изменившими ландшафт, сделав его чарующим и современным. Символическим пространством, которое прославляло технический прогресс, стал железнодорожный вокзал, настоящий «кафедральный собор» индустриальной эры.

3 «Вокзал Сен-Лазар», 1877 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/96/La_Gare_Saint-Lazare_-_Claude_Monet.jpg
3 «Вокзал Сен-Лазар», 1877 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/96/La_Gare_Saint-Lazare_-_Claude_Monet.jpg

Художник, снявший студию около нового вокзала Сен-Лазар, заинтересовался станцией как сюжетом для серии из двенадцати картин разных размеров, изображающих вокзал в различных ракурсах. Он внимательно обследовал всю территорию вокзала, помещал мольберт в зданиях, на рельсах, чтобы с близкого расстояния наблюдать за тяжелыми паровозами, прибывающими и отбывающими поездами. Художник нуждался в этом, чтобы более детально прописать чувственное восприятие от проникающего через пар света солнца.

Моне даже получил разрешение у директора железной дороги останавливать поезда по своему желанию в тот, момент, который казался ему наиболее удачным для своего цветового исполнения. Такой «активный» подход к изображаемому предмету, который можно менять и формировать в соответствии с образом и подобием идеи художника, будет свойственен Моне на протяжении всего его творчества.

Одно из качеств Моне — многократная переделка работы

Жизненная и творческая энергия Моне в своем сочетании давали, несомненно, великие плоды. Его картины являются примером того, как усердие и любовь к цвету способствовали появлению поистине величайших полотен.

Вот, что Моне говорил о своей технике:

«Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз».

4 «Гавань», 1874 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Claude_Monet%2C_Fishing_Boats_Leaving_the_Harbor%2C_Le_Havre.jpg
4 «Гавань», 1874 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Claude_Monet%2C_Fishing_Boats_Leaving_the_Harbor%2C_Le_Havre.jpg

Усидчивость и сосредоточенность, тяга к передачи своих впечатлений — вот те черты характера Моне, позволившие ему стать одним из великих живописцев в истории живописи.

Импрессионизм стал первым шагом на пути к изменениям восприятия мира. В век перед глобальными революционными переменами, это направление предвосхитило их и подготовило почву для будущих поколений художников, которые уже опирались на творческое наследие импрессионистов и шли по пути беспредметного искусства. Вклад Моне в развитие искусства неоценим — импрессионизм полностью поменял представления об искусстве и сделал его более свободным от канонов и регламентаций.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Опыт привёл меня к отрицанию системы в занятиях на инструменте. Если человек с девяти утра регулярно усаживается за виолончель, как за работу, — это не искусство. Любая привычка противопоказана искусству. Я упражняюсь в любое время суток — утром, вечером, ночью — сколько нужно, сколько требуют обстоятельства. Дважды в жизни я играл на виолончели по девять часов в день — исключительные случаи».

Этот и еще 65 материалов VIKENT.RU по теме Работоспособность творческой личности

2) Видео: НАДЯ РУШЕВА — КРЕАТИВ

3) Видео: # МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ — НЕ для всех...

Источники

  1. Клод Моне на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2408/
  2. «Колорит»: Оскар Клод Моне. Импрессионист, который изменил все https://concepture.club/post/rubrika_2021/kolorit-oskar-klod-mone-impressionist-kotoryj-izmenil-vse

#vikent_ru #Моне #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения #художник