Найти тему
Рыжий рыцарь

Как фехтовали копьем османы в XV веке?

Боевые искусства переднеазиатского Востока, к сожалению, в наше время изучены слабо. Фехтбуков, подобных европейским, в Турции и Персии аналогичного временного периода писалось мало. Хотя корректнее сказать - известно в наше время мало, ибо нельзя исключать, что какие-то бесценные источники до сих пор пылятся в стамбульских или тегеранских архивах, - не только не переведенными на другие языки, но даже и вообще не опубликованными...

Кое-что, впрочем, есть. Так, например, в нашем распоряжении есть староосманский "фехтбук" "Силахшор-намэ" авторства некоего Фирдевси-и Руми, 1499 года. Впрочем, это псевдоним - настоящее имя автора было Шерафеддин Муса ибн Хызыр.

"Силахшор-намэ", к сожалению, сейчас доступен только в двойном переводе - сначала на немецкий (выполнен в 1863 году неким фон Шлехта-Вассердом), а затем уже на русский. В информационном плане он несколько уступает более точному и конкретному военному трактату мамлюков "Муньят Аль-Гузат", созданном немного ранее, но и в "Силахшор-намэ" есть немало интересного...))

Так, например, двенадцатая глава "Силахшор-намэ", посвященная кавалерийскому бою копьем, говорит следующее:

«Знай, что существует четыре способа удара копьем. Для каждого способа есть свой удар и своя позитура, например, над рукой мастера, если и твой неприятель, и ты сражаетесь копьями.
Первый [способ] тот, что ты бьешь неприятеля копьем, будучи мунхариф (ар. повернутый, отвернувшийся). В сражении мунхариф – это значит, что ты будешь сражаться, подняв правую руку и вытянув левую руку, держа свое копье так, словно стреляешь из лука. Но когда сражаешься, наблюдай за держащей копье левой рукой неприятеля. Поднимай [свое копье] настолько высоко и держи на таком уровне, чтобы наблюдать за острием копья неприятеля. Чтобы не ошибиться, острия двух копий требуют промежутка между ними примерно в одну пядь (карыш). Однако смотри за тем копьем, не упускай из виду конца неприятельского копья, а своим копьем поигрывай в руке туда и сюда, чтобы обмануть противника, и когда одно копье сблизится с другим до одной пяди, тогда-то и пришпорь коня и, рассчитав, ударь неприятеля в грудь, чтобы не ошибиться, и враг твой был повержен, и жизнь его обращена во прах, и грудь его пробита.
Второй удар таков, что ты будешь держать хват копья и позитуру на коне снова такие же, как я упомянул. Но отличие в том, что левую руку ты держишь неподвижно, а копьем поигрывает правая рука, чтобы неприятель, увидев во время боя поигрывающую копьем твою руку, счел, что ты сейчас ударишь, и взял свое копье двумя руками, дабы отбить. Как только он возьмет копье двумя руками, его грудь останется открытой. Тогда ты тоже быстро перехватишь свое копье двумя руками и, твердо привстав на лошади на стременах, нанесешь неприятелю удар. [Копье] пройдет сквозь его бок, словно ланцет, но [для этого] нужно особое проворство."

Все техники боя копьем, описанные в этом источнике, предполагают удержание его двуручным хватом, без щита. Конкретных позиций и хватов копья не дается, но все указанные приемы сводятся именно к "активному" стилю боя, фехтовальному, с обманными приемами, финтами и т.п. Куширование копья, то есть удержание его под мышкой, здесь не применяется - хотя, например, в мамлюкском "Муньят Аль-Гузат" нечто подобное есть. Этот хват там именуется сирийским - "Копье зажимается под мышкой правой руки и путем переноса через шею лошади может направляться как справа, так и слева". Остальные хваты все так же двуручные.

Выдержки из трактата "Муньят Аль-Гузат уже публиковали другие блоги, в частности "Историческое оружиеведение", поэтому я на нем останавливаться не буду, а вернусь обратно к "Силахшор-намэ".

Так, например, там упоминается очень интересный прием атаки не во всадника, а в коня, причем с целью не ранить его, а "запутать" и уронить обоих - и лошадь, и всадника - наземь:

Третий удар таков, что его называют «плечевой удар». Когда ты будешь в бою против неприятеля, возьмешь ближний к тебе конец копья в ладонь правой руки, будешь держать его снизу, а левую руку поместишь сверху копья, будешь держать сверху вниз. И будешь стоять против неприятеля, прижимая свою грудь к копью. И затем будешь поигрывать правой рукой на копье. Как только неприятель приблизится, опусти копье и направь его под живот лошади неприятеля, словно нацеливаешься, чтобы неприятель решил, что ты целишь копьем в его лошадь. Подобно этому, в военном деле делают такую хитрость, что, когда неприятель приближается, бросают копье между ногами его коня. Ноги вражеского коня запутываются о копье, всадник падает вместе с конем, и его уничтожают. Затем твой неприятель делает еще так. Неприятель стремится отбить и отразить твое копье, но ты пробиваешь защиту неприятеля и уничтожаешь его.

Грубо говоря: ты имитируешь метание копья под живот, между ног вражеской лошади, и как только он пытается отбить этот удар - наносишь обычный, в корпус самого всадника. Это классический фехтовальный финт, выполняемый изначально с безопасной дистанции, с резким сближением и основной атакой - после того, как противник повелся на "обманку".

"Четвертый удар таков, что это подмышечный удар. Его позитура с копьем такая, что ты находишься в положении мунхариф, а копье твое на уровне плеча, как мы упомянули выше, и нет нужды упоминать повторно. Будешь стоять таким способом. А копье на коне одна рука будет держать сверху и другая рука снизу. Противоположный конец копья подними, чтобы он смотрел в голову неприятеля. Неприятель же, увидев, как ты поднимаешь острие копья, подумает, что оно целит ему в голову, и тот неприятель поднимет свое собственное копье, чтобы отбить. Когда подмышка поднявшего копье неприятеля окажется открытой, тогда проворно ударь его копьем в подмышку. Однако остерегайся неприятеля и не будь небрежным, чтобы не погибнуть из-за неосведомленности и беспечности."

Тоже вполне себе фехтовальная техника - наметить удар в верхний сектор и резко перевести его в нижний. Кстати, подразумевается, что противник так же держит копье двуручным хватом, развернувшись вполоборота к тебе - ибо только так его подмышка (вероятно, левая, если он правша) может оказаться открытой при попытке защитить острием копья лицо.

В тринадцатой главе трактата приведена техника боя против пешего копейщика:

«Если в конном бою выйдет сражаться с тобой пеший человек, и ты на коне, нужно, чтобы ты уздой притянул голову коня и держал повод коротким. И находясь напротив того вступающего в сражение пешего, когда он встанет навстречу и напротив, ты на коне крепко будешь держать острие копья вниз и древко копья вверх, а именно поднимешь настолько, чтобы копье [поднималось] к твоей подмышке. После этого вступающий в бой пеший скорее всего атакует голову твоего коня. В это время внезапно отверни голову коня и нацель копье в голову противника. Как только он подойдет настолько близко, что голова этого пешего неприятеля окажется под твоим копьем, пробей голову того пешего копьем сквозь темя и убей его. Однако требуется предельное проворство, чтобы тот пеший не ударил твоего коня в голову и не причинил тебе вред первым»

Здесь интересен тот факт, что, судя по всему, всаднику предлагается встречать пешего копейщика стоя на месте. От пешца предполагается нанесение удара в голову коня, т.к. достать всадника ему сложнее (судя по всему, копье пехотинца подразумевается не такое уж длинное. Не пикинерская европейская пика, во всяком случае).

-2

Необходимо успеть и поводом отвести, отдернуть голову коня в сторону от удара, и нанести собственный удар в тот же самый момент. Кстати, подобные техники - отвод головы коня при помощи поводьев в сторону от возможной атаки - есть и в европейских источниках. Об этом не так давно писалось в "Дневнике ролевика".

Источник - В. В. Понарядов, "СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЕХНИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОПЬЯ В КОННОМ БОЮ (по данным мусульманских военных трактатов XIII–XV вв.)"