Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Посмотрите на этого бравого мужчину в тюрбане и халате из золотой парчи. Это отнюдь не турецкий султан, как можно было бы подумать, а всего лишь пират, правда, весьма-таки знаменитый. И по совместительству визирь. Звали его Хайреддин Барбаросса (1475–1546). Он родился на греческом острове Лесбос в, как бы сейчас сказали, интернациональной семье. Отец его был мусульманином, а мать христианкой (не знаю, была ли она единственной женой). Как известно, турки брали в жены и наложницы красивых девушек независимо от их национальности и вероисповедания.
Мальчика назвали Хызыром.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Отец Хызыра был купцом и возил товары морем, приобщал к этому делу и своих сыновей. Помимо Хызыра был еще Оруч, старший. Братья поначалу слушались отца, но потом поняли, что быть морским разбойником выгоднее, чем честным купцом. Бедолага отец не раз терял весь свой товар из-за пиратов, спасибо, что хоть сам жив остался. Криминальные братья поступили на пиратский корабль, отличались храбростью и безбашенностью в бою, но судьба обычного разбойника им не нравилась. Они хотели руководить. Поднятый Оручем бунт на корабле был успешным, и он стал капитаном, а Хызыр, соответственно, его правой рукой.
Разбойное дело шло успешно, братья контролировали большие территории, в том числе захватили Алжир. Но в одном из боев Оруч погиб. Руководство перешло к Хызыру.
Он объявил себя султаном Алжира, получил прозвище Барбаросса (рыжая борода) и имя Хайреддин (благо веры). Новоявленный султан презентовал себя как защитника ислама, старался править, надо признать, справедливо, и подданные относились к нему нормально. В Средиземноморье тогда была только одна бесспорная сила — Османская империя. Хайреддин Барбаросса, не будь дураком, сразу продемонстрировал ей свою лояльность, и султан Сулейман I Великолепный сделал его главнокомандующим всего турецкого флота. Так бывший пират обрел официальную должность, высокое положение в обществе и легальное право топить и грабить генуэзские, венецианские, испанские, мальтийские корабли и также побережья, что с успехом и делал. В результате его усилий турецкий флот стал непобедимым на тот момент.
Османы почтили его тем, что, когда он умер (от старости), похоронили в специально построенной мечети, украсили гробницу надписью «Здесь покоится бейлербей моря», а турецкие корабли, проходя мимо нее (она стоит на берегу), непременно отдавали салют.
Читайте еще на моем канале:
А была ли любовь? Непонятные отношения между поэтом и герцогиней
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении