Найти в Дзене
AFTERSHOCK

Продвижение многополярности в международной валютной системе (Экономическая перспектива)

Автор - Koren'2 #

С начала этого года, когда доллар США вступил в цикл повышения процентных ставок, индекс доллара США в один момент преодолел отметку 110, достигнув 20-​летнего максимума. Основные неамериканские валюты, такие как евро, фунт стерлингов, иена и корейская вона, резко обесценились. По данным Банка международных расчетов, номинальный эффективный обменный курс доллара США по отношению к широкому кругу валют, включая развитые страны и страны с формирующимся рынком, в настоящее время находится на самом высоком уровне с момента начала публикации данных в 1994 году.

Оглядываясь назад на историю доллара США, циклические колебания курса доллара США часто приводили к резким колебаниям на мировом валютном рынке, что, в свою очередь, влияло на стабильность макроэкономических и финансовых систем различных стран, а также приводило к частым международным финансовым кризисам. Доллар США использовался в эти моменты, чтобы вытягивать богатства других стран. Цикл сильного доллара также часто совпадал с более сильной "долларизацией". Однако, что отличает настоящий момент от прошлых, так это то, что в текущем цикле сильного доллара не наблюдается значительного усиления "долларизации", а, скорее, усиливается импульс "дедолларизации". Данные показывают, что глобальные долговые резервы США продолжали снижаться в течение последних двух лет, упав в июне этого года до самого низкого уровня с октября 2020 года. С февраля 2020 года по май этого года Саудовская Аравия продала американских облигаций на общую сумму 69,7 млрд. долларов США, а коэффициент продаж достиг почти 38%, что оказывает сильное влияние на нефтедоллар.

Фактически в последние годы доллар США злоупотреблял своими "чрезмерными привилегиями", периодически высасывал мировые богатства и часто поднимал дубину финансовых санкций, что не только увеличило риски для мировой экономики, но и серьезно подорвало его международный авторитет. Хотя гегемония доллара все еще сильна, его основы пошатнулись.

Альтернативная международная система торговых расчетов переходит от концепции к реальности. В последние годы многие страны разрабатывают или уже разработали независимые платежные системы, чтобы обойти контролируемую США систему международных расчетов SWIFT и избежать политических рисков. В январе 2019 года Германия, Франция, Великобритания и другие страны объявили о создании специального механизма для торговли с Ираном, "Инструмента поддержки торговых бирж" (INSTEX), целью которого является обход санкций США и проведение недолларовых операций с Ираном. После Крымского кризиса 2014 года Россия начала создавать собственную Систему передачи финансовых сообщений (СПФС) в качестве альтернативы SWIFT. В настоящее время к системе СПФС подключено 70 банков из 12 стран.

Процесс "дедолларизации" международных резервных валют еще более ускорился. В этом году для диверсификации валютных запасов Израиль впервые добавил в свои валютные резервы канадский доллар, австралийский доллар, японскую иену и китайский юань, одновременно сократив свои резервы в долларах США и евро. Согласно отчету, опубликованному Центральным банком Бразилии в конце марта, за последний год доля долларов США в валютных резервах Бразилии снизилась с 86,03% до 80,34%, доля евро снизилась с 7,85%. до 5,04%, а доля юаня выросла с 1,21% до 4,99%, что сделало его третьим по величине валютным активом.

Мир нуждается в более справедливой и диверсифицированной международной валюте и платежной системе, и процесс "дедолларизации" ускоряется как в глубину, так и в ширину. По мере интернационализации валют развивающихся стран многополярная международная валютная система может в определенной степени ограничить "чрезмерные привилегии" доллара США. В то же время создание международной альтернативной системы торговых расчетов также укрепляет противовес гегемонии доллара США и способствует сбалансированному развитию международной валютной системы в направлении многополярности.

Чжан Монан (张茉楠), профессор, старший научный сотрудник и заместитель директора отдела исследований США и Европы международных экономических обменов (CCIEE), старший преподаватель Школы экономики Центрального финансового университета, старший преподаватель Школы международной экономики Столичного университета экономики и бизнеса, старший приглашенный научный сотрудник Международной программы (VFP) Корейского института внешнеэкономической политики, член-​эксперт Экспертного комитета по оценке старших профессиональных должностей Национальной комиссии по развитию и реформам, эксперт-​консультант "Экспертного комитета по цифровой торговле" Центральной комиссии по делам киберпространства/Министерства торговли и т.д.

Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).