Найти тему
Русский След

Капитан Елькин, слепой на один глаз лётчик, решил судьбу грозного линкора "Тирпиц". Продолжение

Леонид Ильич Елькин
Леонид Ильич Елькин

Но все по порядку.

Итак, Леонид Елькин. Родился в костромской деревушке Малый Завраг в 1916 году. Кстати, ровесник Алексея Маресьева. Да и сходных эпизодов в судьбе обоих лётчиков хватает. На сегодняшний день в деревне осталось всего 8 домов, и дом Елькиных не сохранился. Жаль, для фильма это бы пригодилось. В 1924 году переехал с родителями в Великий Устюг. После окончания школы окончил Московский авиационный техникум. Тогда же впервые поднялся в небо, примерив на себе комбинезон учлёта в аэроклубе Осоавиахима. Учился, как и все, на двухместном У-2, который по остроумному замечанию инструктора, "состоял из палочек для усиления и дырочек для облегчения". Благодаря блестящей аттестации Елькин практически сразу попадает по спецнабору в Ейское военно-морское авиационное училище. В 1937 году, как окончивший с отличием, получает лейтенантские "кубари" и право выбора места службы. Так Леонид Елькин попадает на Северный флот.

В 1939-1940-х годах в составе 118-го авиационного полка Северного флота участвует в так называемой Зимней войне. В этот период на его счету 85 вылетов на разведку коммуникаций противника. Как и многие летчики, Елькин мечтал о кабине истребителя, но его отмеченные командованием успехи в авиаразведке, очевидно, тогда привели его к осознанию того, что именно в этом его призвание, или, как выражались его коллеги, "перст судьбы". В тот период в молодом офицере открылся еще один дар - умение передавать наработанный опыт разведки в сложных погодных условиях Заполярья своим товарищам.

С июля 1941 года Леонид Елькин – командир звена 4-й эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка. Всего за годы войны произвёл 254 боевых вылета, из них 129 ночью на бомбежку войск противника и 125 днём на дальнюю и ближнюю разведку коммуникаций противника. Елькин, по свидетельству однополчан, был "мастером пилотажа и тонким тактиком", обладал опытом, чутьем и, вероятно, везением: сведения, которые он доставлял командованию, позволяли успешно топить вражеские корабли и транспорты. И то, что командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко лично ставил задачу Елькину, говорит, если хотите, о таланте летчика.  Секрет его результативности - "видеть все, оставаясь незамеченным. Гарантия успеха - скрытность и внезапность". Изучая особенности его тактики, прихожу к выводу, что даже сложную и переменчивую погоду в Заполярье он сделал своим союзником - "чем хуже метео, тем больше шансов на успешную разведку и благополучное возвращение на базу".

-2

К лету 1942 года командование флота было обеспокоено активизацией подводных сил противника у берегов Новой Земли и даже Карского моря. Наскоки "волчьей стаи" папаши Дёница на коммуникациях Севморпути были огромной угрозой для транспортов, доставлявших грузы по главной транспортной магистрали в Арктике.

Задачу разведчику ставил лично адмирал Головко: "Готовь свою летающую лодку для полета на Новую Землю. Знаю, сектор не твой, но нужны твой опыт и квалификация. В Белушьей губе залива Рогачёва садятся наши гидросамолеты, а нам нужен еще и сухопутный аэродром, для посадки колесных машин - бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Твоя задача доставить туда картографов и геодезистов. И будь острожен - похоже, где-то рядом замаскирована база немецких подлодок".

Утром 27 июля старший лейтенант Елькин вылетел на двухмоторной летающей лодке "Каталине". Выбор самолета был не случаен - он обладал, в отличие от большинства собратьев, рекордной дальностью и мог находится в воздухе до 20 часов. Вечером того же для "Каталина" приводнилась в Белушьей губе. Но как только пассажиры высадились на берег в бухту, ввалилась немецкая подлодка и, расчехлив палубное орудие, открыла огонь по "Каталине". Её командир получил осколочные ранения в голову. Обмотавшись полотенцем, обливаясь кровью, Елькин сумел поднять машину в воздух и укрыть её в другой бухте, вне досягаемости подлодки.

"Каталина"
"Каталина"

В госпиталь Леонида Елькина вывезли уже на другом гидросамолете, вызванном с Большой земли. Стараниями флотских, а затем московских хирургов удалось залечить ранения в шею и голову. Но, к сожалению, один из осколков повредил глазной нерв, и летчик практически ослеп на правый глаз - контуры предметов не различал, а свет видел в виде расплывчатого пятна. Приговор комиссии: к лётной работе не годен. Попытки уговорить врачей ничем не закончились, и тогда Елькин сменил тактику и стал осаждать кабинеты высокого начальства.

Из воспоминаний штурмана эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка, героя Советского Союза Петра Ивановича Селезнева: "О своих мытарствах с медиками и хождениях по инстанциям Елькин никому не рассказывал, поэтому я даже не знаю, кто поверил в него и кем дано было разрешение на допуск к полетам. Видели мы только внешний ход дела: вернётся Леонид с очередного приема, мрачный, молчит — не подходи, потом сидит в уголке и на тумбочке очередное «прошение» пишет. Когда выпустили его в первый самостоятельный полёт, все сбежались смотреть, словно цирк какой. Летал он осторожно, «блинчиком», словно ходить заново учился, ни одной бочки не крутанул, ни одной горки не сделал, а уж высший пилотаж он просто обожал: если видишь, что кто-то жаворонком в небе кувыркается, можно не проверять - Елькин. До войны за эти фигуры наказывали и отстраняли от полётов, поэтому у Елькина была репутация чуть ли не воздушного хулигана. По-моему, как Чкалова, даже на гауптвахту за лётное «лихачество» сажали. В войну поумнели, а бывших «хулиганов» приставили к обучению молодежи. Сколько жизней спас боевой высший пилотаж! Ну, выбрался он из кабины самолёта, поглядел на нас и улыбается, а мы уж и забыли, что он когда-то улыбался. Поверите, от этой его улыбки мы, товарищи его, чуть ли не расплакались. Любили его, и в полку за Леонида переживали страшно, только он ничьих сочувствий после ранения не принимал. Характер был кремень".

Леонид Ильич Елькин
Леонид Ильич Елькин

В конце августа 1943 года в Мурманск на эскадренном миноносце прибыло подразделение британской воздушной разведки, которому была поставлена задача: на трёх, оборудованных для фоторазведки "Спитфайрах", добыть сведения о месте базирования в Северной Норвегии кораблей Кригсмарине, и прежде всего линкора "Тирпиц".

"Спитфайр"
"Спитфайр"

Удар предполагалось нанести шестью мини субмаринами типа «Миджет», каждая из которых несла двухтонный заряд взрывчатки. В оперативных документах лодки-малютки именовались кораблями «X». Океанские подлодки должны были буксировать «иксы» до горловины Альтен-фьорда, а после атаки принять их обратно за пределами минных полей.

Но вот проблема - точного местонахождения "Тирпица" у британцев не было. Уже в момент нахождения группы подлодок на маршруте, британским летчикам все еще никак не удавалось добраться до цели.

Из воспоминаний штурмана эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка, героя Советского Союза Петра Ивановича Селезнева: «У англичан не было охотников летать на «Спитфайрах» на меньшей высоте, чем пять тысяч метров. Объясняется это очень просто. На высоте свыше пяти километров «спитфайр-разведчик» уходил от любого фашистского истребителя, такая у него была аэродинамика. А на меньших высотах «Мессершмитты» его догоняли. Вот и отгадка, почему 12 сентября 1943 года Елькин выполнил задание, а англичане нет. Летали мы с ними в одном небе, да только по-разному".

12 сентября 1943 года после двух неудачных попыток провести разведку в районе Альтен-фиорда, британцы вынуждены были обратиться за помощью к адмиралу Головко, который лично поставил задачу капитану Елькину. В 14.30 "Спитфайр" капитана Елькина поднялся в воздух и через два с половиной часа был над предполагаемой целью. Альтен-фьорд встретил зарядами дождя и мокрого снега. В первом заходе пришлось снизиться до высоты 50 метров, но зафиксировать цель не удалось. Немцы при этом огня не открывали - не успели опознать. Елькин мог бы улететь, но принял решения ждать и через полчаса барражирования дождался просвета в облаках и под ураганным огнем зениток трижды прошелся "по головам", зафиксировав на фотокамеру все крупные корабли, стоявшие на рейде. Радиограмма с точными координатами "Тирпица" ушла в штаб контр-адмирала Барри, а снимки, сделанные Елькиным вылетели в Лондон.

"Тирпиц"
"Тирпиц"

22 сентября 1943 года двум из шести мини-подлодок удалось достичь цели и сбросить под днищем "Тирпица" четыре мины. Немецкий линкор получил серьезные повреждения и выбыл из строя на шесть месяцев. К апрелю 1944 года он был отремонтирован, но прежнюю скорость хода восстановить не удалось. 12 ноября 1944 года в охоте на "Тирпиц" была окончательно поставлена точка. Командиры двух мини-подлодок, участвовавших в атаке, были награждены высшими военными наградами Великобритании - Крестами Виктории. 12 сентября 1943 года капитану Елькину перед строем была объявлена благодарность.

22 января 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан Елькин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2647).

Добавьте описание
Добавьте описание

29 февраля 1944 года капитан Леонид Ильич Елькин, одноглазый летчик, летавший на безоружном "Спитфайре", не вернулся с разведки порта Нарвик.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

22 мая 1944 года он был посмертно удостоен Ордена Британской империи V степени.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

В 1993 году фрагменты "Спитфайра" капитана Елькина были обнаружены на побережье Северной Норвегии. Так что эта история еще не окончена. По крайней мере, для нас.

Редакция Русского следа благодарит Юрия Кокоулина и Романа Рябинцева за предоставленные материалы.

Начало читать здесь<--

Добавьте описание
Добавьте описание

Алексей Никулин

Честь имею!

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета #рго #война