Найти в Дзене
Психолог из детсада

Необычная причина, по которой ребенок отказался рисовать свою семью

Стандартная работа в малой группе в кабинете педагога-психолога. Дети охотно откликнулись на задание нарисовать свою семью. Расселись так, чтобы не мешать друг другу.

Но тут один мальчик заявляет:

– Я не буду рисовать свою семью!

Не успел психолог отреагировать на это заявление, как одна очень шустрая девочка, пытается «навести порядок»:

– Никита (имя условно), всем надо рисовать свою семью. Видишь, я уже начала.

– А я не буду, – со злым упрямством мальчик отшвыривает протянутый ему белый лист бумаги. Демонстративно отворачивается.

У взрослого может промелькнуть в этот момент длинная вереница мыслей, ведь мысль, она быстрее молнии: «В семье не все гладко». А если мы еще и располагаем какой-либо информацией, знаем родителей этого ребенка, то мозг может начать услужливо «подсовывать» нужные факты:

· может не зря отец этого мальчика, надолго уезжает в командировки;

· не раз приходилось слышать, как мать что-то строго выговаривает ребенку;

· у них в семье, помимо своих двух, есть еще один приемный ребенок и т.п.

Но очень важно пресечь поток мыслей и скоро вы поймёте почему. Вернемся к событиям:

– Ну, хорошо, – спокойно говорит педагог-психолог. Вот краски, карандаши, мелки, фломастеры. Ты можешь взять, что захочешь, и нарисовать, что захочется!

– Да ничего я не хочу рисовать. Отстаньте от меня! – не желает идти на контакт Никита.

– Ты не хочешь рисовать. И не хочешь, чтобы тебе приставали сейчас с этим – психолог, включает позицию активного слушателя.

– Да я вообще больше никогда не буду рисовать – заявляет мальчик.

По опыту знаю, что спрашивать «Почему?», еще рано, ребенок может сильнее закрыться. Поэтому остаюсь на позиции активного слушателя:

– Ты бы хотел больше никогда не рисовать.

– Да! Знаете, из чего бумагу делают? Её делают из деревьев!

Соглашаюсь, что это действительно так. Оживившись, мальчик рассказывает, что видел в интернете видео, в котором рассказывают как делают бумагу, и что нужно бережно относиться к зеленому ресурсу планеты и не растрачивать его зря.

Никита очень проникся этой идеей. И решил кардинально отказаться от рисования, чтобы внести свой вклад в экологию планеты – нельзя губить деревья зря.

Вот такая необычная причина, отказа нарисовать свою семью оказалась.

Я тоже решила внести свой вклад, но в развитие мальчика. Рассказала ему, что:

далеко не все деревья пилят для бумажной промышленности,

взамен спиленных, сажаются новые леса,

в современном мире все больше используют компьютеры, электронные ресурсы, что уменьшает бумагооборот.

В тот раз мальчик действительно не нарисовал свою семью. Но в следующий раз, он это сделал с удовольствием.

Рисунок сделан автором, чтобы проиллюстрировать публикацию
Рисунок сделан автором, чтобы проиллюстрировать публикацию

Эта история, пример того, что педагоги, психологи, родители не должны домысливать события, столкнувшись с необычным поведением ребенка.

Любой следователь знает, как это губительно – домысливать. Он выдвигает лишь версии, а затем собирает факты. Только так версия становится доказательством.

Давайте будем помнить об этом!

Пишу о своей практике в детском саду, делюсь наблюдениями из жизни. Буду рада новым подписчикам.

С уважением, ваш Психолог из детсада.

Еще про рисунки: