Хорошее домашнее задание — это такое задание, которое интересно проверять.
Это моя личная формула для оценивания идей и формулировок домашних заданий.
Дисклеймер: задания на отработку нужны, не каждая домашка должна быть весёлым приключением. Но будет здорово, если домашние работы будут приносить удовольствие ученику при выполнении, а учителю при проверке.
Если получилось так, что от проверки заданий мне «и скучно, и грустно, и некому руку подать», то я постараюсь их как-то переделать. А если они ну очень нужны для отработки какого-то конкретного навыка, то тетради я, пожалуй, собирать не стану, и проверку устрою в рамках урока.
По моему небольшому опыту (вторую четверть работаю в школе), задания, которые мне интересно проверять, ученикам интересно делать.
Несколько примеров таких заданий.
Русский язык, развитие речи, описание интерьера.
Ход урока, на котором было выдано домашнее задание, отражен в рабочем листе. Лист приложу здесь.
Во-первых, текст с описанием комнаты учителя произвел фурор. Детям интересно, кто мы за стенами школы. И вы можете показывать эту свою сторону настолько, насколько вам комфортно. Если для вас важно, чтобы дети вас видели и знали только в школе, это нормально, не надо делать над собой излишних усилий.
Во-вторых, было интересно повторить конкретные заковырочки, вызывающие интерес к описанию. Когда в интерьере мы видим людей, хочется его рассматривать и разгадывать в нем владельца. И создать такое про себя - это же просто замечательно!
Получились такие сочинения, где я ближе узнавала своих учеников. И это было очень приятно. Такие детали отобрали! Одним словом, сплошное удовольствие!
Литература, романтизм.
На уроке у нас была интерактивная лекция про романтизм (похожа на лекцию классицизм, про которую можно прочитать в другой моей статье: https://dzen.ru/a/YzSgkqf75izrCt_s). А потом были каникулы. И я так переживала, что ребята забудут про романтизм вообще все, что решила дать необычное домашнее задание. "Мцыри" им, кажется, начинать самим не стоит (это тот самый класс, который не прочитал произведение, подробности в подборке). И вообще на каникулах хочется что-нибудь этакое дать! Как раз в эти даты вышел клип Доры на песню «Я боюсь людей». Там такие горы, такие деревья, такое одиночество, такие сложные взаимоотношения с обществом! Одним словом, пахнет романтизмом.
Итого задание такое:
Выберите ОДНО из предложенных заданий.
Задание 01. Напишите сочинение, которое будет содержать ответ на вопрос «Почему песню и клип Доры "Я боюсь людей" можно отнести к направлению романтизм?». В сочинении отразите и текст песни, и видеоряд.
Задание 02. Напишите сочинение «Если бы я был режиссером клипа и хотел бы сделать песню Доры ещё более похожей на направление романтизма, я бы...». Почему видеоряд уже относится к романтизму? И пофантазируйте, как можно сделать этот клип еще больше близким к романтизму.
Задание 03. Напишите свой ответ романтизму, а в том числе Доре. Это может быть рисунок или стихотворный текст, вдохновленный страданиями юной Доры. А может вы не разделяете эти страдания, тогда я рекомендую написать эпиграмму (этому можно поучиться у Маяковского).
Творчество приветствуется.
Задание на отметку. Оцениваться задание будет по тому, насколько четко вы раскроете принципы романтизма (они есть в ваших рабочих листах). Чем больше принципов раскроете, тем лучше. На пять нужно отразить минимум три: тип героя, герой и природа, отношение к миру.
Ссылка на клип:
https://youtu.be/54lMZDH5kHQ
Особенно мне понравились рисунки. Они просто невероятные. Такие образы живые и чувственные. В общем, восторг.
Литература, аллегория.
Я попросила учеников придумать аллегорию на самих себя. Мы смотрели не только на басни, но и на лирику Лермонтова, Тютчева, даже песни Машины времени разбирали. Поэтому некоторые ребята «копнули» очень глубоко. Особенно меня впечатлило, как шестиклассник написал, что чувствует себя так же, как листок из стихотворения: оторванный от Родины, одинокий и никто здесь ему не рад. Я плакала над этой работой. Очень стараюсь ему помочь с адаптацией.
В общем, домашние работы могут могут быть средством какого-то такого общения «вглубь». Такие дела!