8 декабря в Москве открывается Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров. Он продлится до 12 декабря и будет проходить на нескольких площадках.
Целью фестиваля является продвижение новых продюсерских технологий среди современного поколения менеджеров исполнительских искусств. Есть конечно у фестиваля и задачи. НО я не буду ими вас утомлять. Скажу лишь главное (на мой взгляд). Фестиваль такого масштаба, профессиональный фестиваль, это возможность обмена бесценным опытом. Порой для ряда коллективов малых городов эта возможность не только важная, но иногда и единственная. На ВФТМ приезжают театральные лидеры не только из России, но из-за рубежа, что дает возможность поддерживать контакты с соотечественниками, а также формировать новые проекты с русскими театрами и коллективами. Ну а поскольку участие в качестве слушателя абсолютно бесплатно, то это позволяет принять в нем участие многим работникам региональных и независимых театральных проектов.
Ну а теперь к интересному и увлекательному. Вчера, в преддверии фестиваля, представителей СМИ и блогеров пригласили на увлекательную экскурсию по театральной Москве.
Началась она в Булгаковском доме по адресу Большая Садовая дом 10 с экскурсии по музею. Нашим экскурсоводом был писатель, сценарист, режиссёр, актёр театра и кино Алексей Беклемышев.
Рассказывать все не буду, да и, честно говоря рассказать это невозможно. Алексей оказался удивительным и очень интересным рассказчиком. Остановлюсь лишь на самом любопытном, хотя возможно многое вы и без меня знаете. Однако, очень рекомендую побывать на этой и других экскурсиях.
Старт экскурсии был дан в помещении, где некогда располагался ЖЭК и где в 1921 году Булгаков получил Московскую прописку. Жил Михаил Афанасьевич в соседнем подъезде, в той самой квартире, которая изображена в его романе "Мастер и Маргарита" как нехорошая квартира. Увлекательный рассказ о жизни Булгакова, его романе "Мастер и Маргарита" перенес нас в соседнее здание бывшего Московского конного цирка, нынешнего театра Сатиры, а в романе Булгакова театр Варьете, где в чистый четверг, накануне Пасхи проходил сеанс черной магии.
Кстати, в музее не первый раз, но то ли забыла, то ли в прошлый раз нас вели другим маршрутом, я совершенно неожиданно для себя обнаружила, что попасть в соседнее помещение можно через печку и книжный шкаф, по пути оказавшись в тайной комнате.
Поговорив еще немного о Булгакове и даже было собравшись поехать в Питер, мы дружно отправились в трамвай 302-БИС. Правда я всегда считала, что это автобус.
И наша экскурсия продолжилась. Сначала на Триумфальной площади, которая помнит невероятное количество аплодисментов. Ведь здесь, кроме театра Сатиры (бывшего Московского конного цирка, о котором напоминает огромный купол) и театра Моссовета, где блистала труппа Ю.Завадского был театр "Альказар", где играла труппа театра Эстрады, а потом, с 1961 года, театра Современник. Бывший сад Чикаго, ныне аквариум.
Кстати, там произошел забавный случай с Фаиной Гиршевной Фельдман. У нее упала сумочка и все деньги, которые там были, оказались на земле. Поднялся сильный ветер и все деньги разлетелись по Триумфальной площади. Ее кавалер говорит, что надо что-то делать. На что Фаина Гиршевна ответила: "Ты что, боже, посмотри как красиво они летят". И ее спутник ответил, что так сказать могла только Раневская из "Вишневого сада". С тех пор мы знаем ее как Фаину Георгиевну Раневскую. Хотя возможно это всего лишь легенда. Но уж очень убедительно ее рассказывал Алексей. Такое ощущение, что он при всем этом сам присутствовал.
Нам рассказали про Марка Захарова, который ставил "Доходное место" в театре Сатиры, про Андрея Миронова, Валентина Плучека, который поставил тут "Горе от ума", "Ревизора".
Рядом в нынешнем здании концертного зала им.П.И.Чайковского располагался театр Всеволода Мейерхольда, где Чацкого играл Эраст Павлович Гарин. Король из "Обыкновенного чуда" и "Золушки", профессор из "Джентльменов удачи".
Зашел разговор и Федоре Корше, человеке, который создал первый частный театр в России. Когда-то там блистали Рощин, Кторов, Синельников.
Так за разговорами о МХАТе, К.С.Станиславском, О.П.Табакове, С.П.Дягилеве, В.И.Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангове, об уникальном сочетание любви к искусству, таланта, управленческого дарования и трудолюбия этих «суперменеджеров» мы доехали до театра Вахтангова, где должны были встретиться с директором театра и руководителем ВФТМ К.И. Кроком. Но... Он утром срочно улетел во Владикавказ.
Нас встретила Дария Хаустова (пиар и CMM-специалист) , которая провела экскурсию по театру.
Надо сказать, что на экскурсии в театре Вахтангова я впервые. Поэтому мне все было интересно. Не знаю в курсе ли вы, а я вот не знала, что в театре Вахтангова целых 5 сцен (6 залов).
Правая лестница (если смотреть на сцену) ведущая в фойе единственная оставшаяся от шикарного особняка В.П. Берга, после того как время одной из первых бомбардировок Москвы, в ночь с 24 на 25 июля 1941 года, в здание попала бомба.
В главном фойе театра сейчас проходит выставка, посвященная 95-летию со дня рождения Михаила Ульянова.
Несмотря на то, что в театре я была и не однажды, никогда не знала, что на уровне бельэтажа есть музей. Его экспозиция поделена на три части. В большом зале экспозиция посвящена Борису Щукину и Михаилу Ульянову,
Еще один раздел рассказывает о жизни и творчестве Бориса Захавы.
Здесь же в бельэтаже проходят временные выставки. Сейчас в витринах выставлены костюмы, в которых играл В.Этуш. Не удивляйтесь женскому платью, висящему в витрине. Это тоже костюм Владимира Этуша. В спектакле «Бенефис» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала», поставленному к 94-ому дню рождения актера, он играл роль пожилой экзальтированной дамы Софьи Ивановны.
Еще один зал посвящен легендарному спектаклю "Пристань". В экспозиции представлены фотографии артистов на сцене и на репетициях, их костюмы и бутафория. Особую ценность представляют личные вещи, переданные в дар Театру родными и близкими ушедших из жизни актеров: парадный костюм с орденами и медалями Владимира Абрамовича Этуша, записные книжки Юрия Васильевича Яковлева, каминные часы XVIII века, принадлежавшие Галине Львовне Коноваловой, награды Вячеслава Анатольевича Шалевича.
Эта "Золотая маска" была создана зрителями и вручена Галине Коноваловой, которая была номинирована на премию, но ее не получила.
Вы удивитесь, но Новый буфет вахтанговского театра, тоже когда-то был сценической площадкой. Какое-то время здесь был репетиционный зал. Теперь зрители могут подкрепиться и насладиться не только пищей духовной.
На этом наша экскурсионная программа закончилась. Однако хочется сказать еще пару слов. И в этот раз о человеке, благодаря которому и появился фестиваль театральных менеджеров. Это Кирилл Крок - директор театра Вахтангова, который был приглашен туда в 2010 году. При нём театра из финансируемой организации превратился в высокоприбыльный, где "практически никогда не бывает свободных мест". Вот он лучший пример эффективного менеджмента в культуре.
На этом я с Вами прощаюсь. До новых и, надеюсь, интересных встреч.