Очередная совместная с АКАДЕМИКОМ работа, стирающая еще один фрагмент Иллюзии и показывающая, КАК ВСЕ, ВОЗМОЖНО, БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ.
(На всякий случай напоминаю, что, кроме наших совместных работ, у Академика есть еще много интересного, но смотреть это лучше целыми плейлистами)
Вообще-то использовать железо человечество начало очень давно - в начале энеолита, вместе с освоением холодной ковки меди. Самая ранняя железная находка - бусины из энеолитического погребения в Северном Ираке - датируется примерно 6000 г. до нашей эры. Однако, это было метеоритное железо. Его применение еще нельзя назвать зарождением железной металлургии. Метеоритное железо встречалось настолько редко, что его можно было использовать в ритуальных целях, или чтобы подчеркнуть высокий статус владельца, но для основания технологий, способных предоставить общности конкурентное преимущество, его было явно недостаточно.
Началом железной металлургии можно считать появление технологии выплавки железа сыродутным способом. Сыродутная печь представляла собой конструкцию из глины, выполненную на основе вырытой в земле ямы и надстроенную в виде трубы на высоту от 0,5 до 4 м. В ней должны быть предусмотрены отверстия в нижней части - для поддува воздуха, обеспечивающего высокую температуру, и для извлечения готового продукта. Последнее часто отсутствовало - печь просто разбирали после выплавки. В печь загружалась руда и уголь, начинался процесс разогрева. От температуры, которой удавалось достичь, зависели свойства конечного продукта.
Температура плавления железа составляет 1538°С. В большей части сыродутных печей температура не превышала 1300°С, что недостаточно для плавления железа, однако хватает, чтобы расплавить шлак, температура плавления которого 1250°С. Шлак плавился и вытекал, а нерасплавленные фрагменты железа слипались в ком - крицу, содержащую, кроме железа, включения шлака и древесного угля. Чтобы удалить эти включения, крица отбивалась и проковывалась еще в горячем виде. В результате получалось кричное железо, из которого уже кузнец мог сделать некое изделие. Однако, такое железо по качеству сильно уступало бронзе - оно было мягкое и непрочное, изделия из него легко гнулись, не держали заточку и быстро ржавели.
Получить продукт лучшего качества можно было при более высоких температурах, превышающих температуру плавления железа. Этого можно было достичь усовершенствовав систему поддува и увеличив высоту печи. Расплавляясь на углях, железо насыщалось углеродом и, в зависимости от его содержания в готовом продукте, в сыродутных печах получали либо сталь (до 2,2% углерода в сплаве), либо чугун (более 2,2% углерода).
Сталь обладала хорошей ковкостью и поддавалось закалке, в результате чего можно было получить изделия, хоть и несколько уступающие бронзе по качеству, но в большом количестве, поскольку железная руда - гораздо более распространенная штука, чем медь, на основе которой делалась бронза.
Чугун ковкостью не обладал вовсе, однако, его можно было использовать для литья, получая изделия более твердые и тяжелые, чем стальные, к тому же гораздо более хрупкие. Чугун не поддается дальнейшей обработке, поэтому в начале железного века применялся очень ограниченно.
АФРИКА
Появление технологии обработки железа в Африке покрыто мраком неизвестности. Проследить их эволюцию, от холодной ковки метеоритного железа, и далее все более усложняющегося плавильного производства не удается, поскольку следов предшествующих технологий не найдено, во всяком случае, упоминания о таковых в открытых источниках я не нашла.
Можно было бы предположить, что плавя медь, негры по аналогии догадались, что железо тоже можно плавить, надо только сделать погорячее, а уж если есть конкретная задача, то и технология под нее родится. Однако, при таком развитии событий должны быть свидетельства развития медной обрабатывающей металлургии, но их тоже нет - есть только множество свидетельств добыче меди у югу от Сахары и на западе Африки более поздний период (о медной металлургии в Африке можно почитать ТУТ).
Сложные технологии выплавки железа из руды появились как будто сразу в готовом виде, причем даже нюансы технологии, определяющие качество готового продукта, зависели не от времени ее появления, что позволило бы предположить хоть какое-то развитие, а от территории, на которой она применялась - в основном это было производство кричного железа, однако в некоторых точках - производство чугуна и стали. На существование таких, уже развитых технологий указывает множество археологических находок.
Период, которым датируются эти артефакты, не позволяет предположить их заимствование от других культур. Изначально предполагалось, что железообрабатывающие технологии были привнесены в Африку из Карфагена. Эта гипотеза не оспаривалась до появления современных методов датирования и расширения археологических исследований на континенте, в результате чего было установлено, что африканская металлургия значительно старше Карфагена. Карфаген был заселен только в 814 году до нашей эры, в то время как первое печи для плавки руды в Африке и остатки железного шлака датируются примерно 2000 годом до нашей эры. Причем, эти находки разбросаны по разным, весьма удаленным точкам континента, и их датировки не позволяют предположить какую-либо преемственность. Наибольшее количество находок сосредоточено, относящихся к железной металлургии сосредоточено в Центральной Африке, вдоль южной границы Сахары, а также в Южной и Западной Африке. Технологии производства чугуна встречаются в Центральной Африке, а для Южной и Западной характерны технологии производства стали.
Старейшими свидетельствами железной металлургии в Африке являются кузница в Обуи, ЦАР (ряд последовательных радиоуглеродных дат около 2000 г.до нашей эры), чугуноплавильные печи и шлак в Лейе (2000 г. до нашей эры), а также свидетельства обработки железа, датируемые 2153-2044 и 2368-2200 годами до нашей эры на территории Гбаторо, Камерун.
Самое интересное, что все эти технологии, появившись в глубокой древности, со временем только несколько расширяли ареал в пределах континента, однако, не получили никакого развития, и в неизменном виде применялась вплоть до середины ХХ века нашей эры. А в некоторых удаленных, мало затронутых цивилизацией районах используются и по сей день, вызывая живой интерес у рискнувших посетить такие места туристов, не привыкших к тому, что железку можно получить в таких незамысловатых условиях, буквально "из говна и палок".
Таким образом, хотя железная металлургия и существовала в Африке с давних времен, качество ее готового продукта не позволяло заинтересовать путешественников с других континентов и распространить технологию, поэтому для мира в целом особого значения африканская железная металлургия не имела.
МАЛАЯ АЗИЯ
Железная металлургия в Малой Азии была, безусловно, более успешна. Распространению ее по региону способствовали хетты, однако, сама технология появилась до них - ей владел завоеванный хеттами народ хатти, проживавший на севере Малой Азии. Процесс появления технологии у них столь же загадочен, как и в Африке - она просто была. Предположить преемственность из Африки не позволяет удаленность региона, который, к тому же, от Африки отделяют более развитые на тот момент территории Египта и Ассирии.
Хатти владели технологией выплавки легированной стали. В качестве сырья они использовались магнетитовые пески, запасы которых встречаются на побережье Чёрного моря и состоят из смеси мелких зёрен магнетита, титано-магнетита, ильменита, и обломков других пород, это, вероятно и обуславливало высокое качество получаемого продукта, который хатти использовали в основном для собственных хозяйственных нужд.
Хетты переняли полезную технологию, однако не использовали ее для того, чтобы вооружить армию, а лишь торговали железом с соседними государствами, которые, в свою очередь, тоже могли перенять данную технологию, хотя, конечно, не факт, аналогичная вполне могла столь же загадочно возникнуть автономно. В любом случае, как и в Африке, наличие технологии получения железа, но не ход ее развития из более ранних технологий, подтверждается соответствующими археологическими раскопками. Много железных изделий принадлежит Новому Хеттскому царству (1400-1200 гг до нашей эры), изделия из стали 1200 г. до нашей эры найдены Палестине, сталь 1000 г. - на Кипре. Древнейший из найденных металлургический горн датируется примерно 1000 г. до нашей эры (Квемо-Болниси, Грузия), остатки шлака в районе Милета (запад Малой Азии) - 1100 г.до нашей эры.
Все рассмотренные технологии имели один из двух недостатков, не позволяющих им стать основой технологического прорыва и обеспечить общности, совершившей этот прорыв, конкурентное преимущество. Они позволяли либо добиться относительно высокого качества, сравнимого с бронзой, но в небольшом количестве и со значительно большими затратами (ввиду того, что процесс получения бронзы проще технологически), либо обеспечить хороший производственный объем, но низкого качества, сильно уступающего бронзе. Преодолеть этот барьер смогли на рубеже первого и второго тысячелетий люди Гальштата.
ГАЛЬШТАТ (ЗАПАДНАЯ и ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА)
Гальштатская культура была преобладающей культурой позднего бронзового и раннего железного века на протяжении периода 1200 - 450 гг до нашей эры. Это была в основном земледельческая культура с хорошо развитой металлургией. Общественное устройство было, предположительно, племенное - ведущую роль играли вожди и воины.
Около 1100 г. до нашей эры люди Гальштата начали применять железообрабатывающие технологии. На тот момент торговые и прочие связи были уже достаточно развиты, человечество давно освоило производство железа, поэтому вопрос, откуда они о них узнали - не особо принципиален - возможностей было много. Гораздо интереснее тот факт, что именно в гальштатской культуре произошел технологический прорыв, превративший владение железом в конкурентное преимущество - через 1000 лет после его освоения.
Люди Гальштата научились плавить более качественную сталь. Секрет заключался в переплавке кричной заготовки с использованием открытого огня и как можно более медленном и спокойном охлаждении расплавленного металла, для чего он не извлекался из печи сразу, а оставался внутри до ее остывания. В процессе такой переплавки металл покрывался шлаком из доломита, под слоем которого сплав освобождался от кремния, фосфора, серы и кислорода. Медленное охлаждение способствовало образованию в первую очередь крупных разветвленных кристаллов - дендритов. В результате получался продукт, значительно превосходящий по качествам бронзу. При грамотной ковке, которая не должна была разрушить образовавшуюся структуру, можно было получить упругое, твердое, прочное оружие, лезвие которого хорошо держало заточку. Вероятно, именно такими и были гальштатские мечи, которые и являются основной характеристикой этой культуры.
Данная технология нивелировала недостатки предыдущих, позволив производить качественное оружие в большом количестве, достаточном для вооружения армии.
А теперь перенесемся из Центральной Европы с гальштатскими мечами в Грецию. Примерно в то же время там произошло знаменательное событие, которое греческие историки называют возвращением Гераклидов - это вторжение дорийцев, пришедших с севера и положивших конец микенской культуре (подробно об этом можно почитать ТУТ или посмотреть на канале Академика КАТАСТРОФЫ БРОНЗОВОГО ВЕКА). Однако, откуда конкретно пришли дорийцы - неизвестно, а "с севера" - понятие очень обширное. Но можно отметить интересный факт, позволяющий конкретизировать сие понятие - при археологических раскопках позднего микенского периода были обнаружены мечи и броши типов, которых в более ранние периоды в Греции не было.
Зато именно в этот период аналогичные артефакты находят при в Центральной Европе при раскопках поселений гальштаткой культуры. Например, броши в виде спирали из бронзовой проволоки, найденные в Спарте - аналогичные имеются в находках гальштаттского периода, сделанных в Центральной Европе.
ВЫВОДЫ
Первые железообрабатывающие технологии появились около 2000 г до нашей эры в нескольких точках Африки. Каких либо артефактов, свидетельствующих о том, каким образом негры пришли к столь сложной технологии до сих пор не обнаружено, то есть она возникла как бы вдруг из ниоткуда, дальнейшего развития и распространения на другие континенты не получила, и в неизменном виде используется местами по сей день.
Следом за Африкой железообрабатывающие технологии появились в Малой Азии. Маловероятно, что туда они пришли из Африки, ибо в этом случае сложно объяснить, как им удалось миновать Египет и Ассирию и оказаться сразу на севере региона. Однако, эти технологии были не лучше африканских, ибо, хотя конечный продукт и был лучшего качества, но производиться мог в небольших количествах и составить конкуренцию гораздо более качественной бронзе не мог.
Технологический прорыв в железной металлургии произошел в Центральной Европе, где люди гальштатской культуры освоили производство качественной стали в объемах, позволяющих вооружить армию и, в сочетании с развитой воинской культурой, получить конкурентное преимущество перед армиями с бронзовым оружием. Сходство артефактов оружия и других артефактов Гальштата и позднего микенского периода позволяет предположить, что дорийцы, покорившие государства микенской культуры, пришли именно оттуда.
А вот происхождение собственно культуры Гальштата мы рассмотрим в следующий раз.