Найти тему
Двойной английский

Английский язык: домашка без «выхлопа» и как это исправить

Мое любимое место для проверки домашки - кофейня.
Мое любимое место для проверки домашки - кофейня.

Все преподаватели, как частные, так и школьные, допускают ошибки в своей работе. Особенно много таких ошибок мы допускаем в начале своей преподавательской карьеры. Это касается и домашней работы. Мы задаем домашку, руководствуясь благими намерениями, а потом получаем работу, в которой даже нельзя исправить ошибки. Она сама – одна большая ошибка.

Из приведенных ниже домашних заданий некоторые я задавала сама. И вижу, что другие тоже допускают такие ошибки. Со временем я придумала, как модифицировать такие задания, чтобы у них был «полезный выхлоп».

Проект с использованием Интернета

Как правило, ученику задается сделать проект (доклад, презентацию), используя информацию из интернета.

Ну и что здесь плохого? - спросите вы (и я бы так спросила до того, как я увидела, что представляют из себя эти «проекты»).

А проблема здесь в том, что ученики просто копируют и вставляют текст, не понимая, что там написано, не пытаясь прочитать и перевести. Они могут обрезать абзац на середине мысли. «Полстраницы есть? Есть. А мне больше и не надо!»

То есть ученики не работают.

Я понимаю, что подобные задания включены в школьную программу, и от них никуда не деться, но мы можем их немного модифицировать.

Решение: Сформулировать задание так: найти информацию на заданную тему, выписать (от руки!) оттуда несколько предложений, и выписать все незнакомые слова с переводом на том же листе, что и текст. Как проверять? Можно дать одному ученику текст со словами другого ученика и попросить перевести. Если получается более-менее понятный текст, то работа выполнена хорошо.

Проект с использованием PowerPoint, распечаток из Интернета, фотографий семьи

Такое задание обычно выполняют родители ученика. Сама помню, как дважды бегала печатать цветные фотографии для какого-то проекта. И когда я попыталась что-то объяснить в фотосалоне, мне сказали: «Мы всё знаем. Вас таких много приходит».

Но это полбеды. Есть ситуации, когда взрослые не владеют PowerPoint, не имеют этой программы на компьютере, не имеют компьютера, не имеют принтера, да и денег лишних не имеют, чтобы платить другим за выполнение домашки их ребенка.

Проблема: ученик не работает. У родителей стойкое недовольство организацией учебного процесса.

Решение: проекты задавать выполнять только от руки, то есть написать текст на английском по заданной теме. Если требуется иллюстрация – пусть ученик нарисует. (Нужно обязательно хвалить рисунки. Я некоторые прошу оставить себе на память. Некоторые – фотографирую).

Задание по непройденному материалу

Ученику задается домашнее задание по материалам в рабочей тетради и грамматике, которые еще не проходили в классе по учебнику. В результате, ученик неправильно читает новые слова, и неверный фонетический образ слова закрепляется в его мозге. Также ученик выполняет задание, как он понял, что без предварительного объяснения часто бывает неправильно. Таким образом, при столкновении с языковым явлением у ученика формируется нейронная связь, которую потом придется ослаблять, то есть переучивать. По моему опыту - лучше десятерых научить, чем одного переучить.

Проблема: ученик запоминает ошибки.

Решение: очевидное.

Задание из интернета

Ученику дается задание с какого-нибудь обучающего ресурса по теме, которую он прошел. Однако в задании есть слова, которые не проходили в его учебнике. Или, что еще хуже, задание проверяет слова, которые не были даны на уроке. Например, по учебнику прошли пять национальностей. А в задании просят образовать национальности от названий 20 стран мира.

Проблема: ученик выполняет задание не сам или не выполняет его вообще.

Решение: перед тем, как дать задание из интернета, учителю нужно самому выполнить его и оценить, достаточно ли он дал материала и объяснений для выполнения этого задания.

Есть некоторые домашние задания, от которых вообще лучше отказаться.

Выучить топик

Если кратко: Топики – зло. Откажитесь от топиков.

Если вам нужна развернутая аргументация, то проблема в следующем. Ученики нигде и никогда не будут говорить топиками. Вы что, думаете, ученик зайдет в магазин и разразится топиком Shopping? Людям нужен функциональный язык. Им нужно решать каждодневные задачи: строить вопросы, понимать вопросы, обращенные к ним, формулировать адекватный вопросу ответ и знать, как попросить о чем-то.

Итак, проблема здесь: зря потраченные усилия и знания, туго применимые в реальной жизни.

Решение: отказаться от топиков. Искать другие формы знакомства с лексикой и отработки речевых конструкций.

Заучивание стихов

Младшим школьникам часто в качестве домашнего задания дают учить стихи из учебника. При этом для обучения английскому языку этого ученика используется только учебник. Если все упражнения по теме из учебника выполняются еще на уроке, то на дом задать нечего. Вот и задается выучить наизусть какой-нибудь стишок из учебника.

А в чем проблема-то? А проблема в том, что язык стихотворений очень далек от правильного обиходного языка. В стихотворениях часто нарушаются правила, особенно порядок слов. А слова из этих стихов отсутствуют в лексиконе младших школьников. Таким образом, стих для них – это набор звуков с вкраплениями знакомых слов. Поэтому заучивание такого произведения – механическая работа. Практической пользы – ноль.

Решение: лучше будет вообще отказаться от заучивания стихов и начать использовать рабочие тетради и грамматики к учебнику. Там задания точно подойдут для домашки.

Составить диалог дома

Здесь у нас может быть три сценария.

Вариант первый: Чего хотелось бы. Два ученика из-за одной парты собираются где-то после уроков и составляют диалог вместе.

Вариант второй: Наполовину плохой. Один из пары составляет диалог сам или с помощью взрослого. Потом второй просто получает свою часть.

Вариант третий: Полностью плохой. Одному ученику диалог составляет взрослый. Оба ученика - на всем готовом.

Источник проблемы тот же: на занятиях используется только учебник, и домашние задания задаются по нему же. Больше ведь ничего нет.

Собственно, проблема: во втором сценарии работает один ученик, в третьем – ученики не работают.

Решение: давать ученикам составлять диалоги на уроке, а на дом задавать задания из рабочей тетради или грамматики.

Список, боюсь, неполный. До тех пор пока мы, преподаватели, будем искать новые подходы к ученикам и подаче материала, у нас будут встречаться неприятные проколы в виде не очень удачного домашнего задания, но мы будем модифицировать это задание и менять методику. И это, друзья мои, называется прогресс.

А какие вы встречали задания с низким КПД? И как вы их модифицируете?