Наш мозг так устроен, что силится увидеть закономерность в любом наборе предметов. В двух главных «царских» собраниях страны, Эрмитаже и Оружейной палате, хранятся головные уборы семи императоров России. По одному от каждого (только от Петра I две). Так и хочется увидеть в этом ряду образы правления каждого конкретного властителя. И вы знаете — вполне получается.
Петр Великий: первый и единственный
Слова, вынесенные в подзаголовок — ключевые для образа этого царя. Петр не только первым из русских самодержцев надолго выехал за границу. Он единственный, кто помахал там топором — работал плотником на верфях Ост-Индской компании в Голландии.
Оттуда и происходит эта вязаная шкиперская шляпа Петра, довольно прямолинейный символ его правления.
А еще, он — единственный из русских царей, который позволил снять с себя прижизненную восковую копию. На этом бюсте даже волосы — настоящие, с головы Петра. Бр-р-р. Хотя это вы еще не видели коллекцию хирургических инструментов императора, которая хранится в Эрмитаже. Вот уж где бр-р-р.
Петр II: ребенок на троне
Ключевое отличие этой треуголки — она маленькая. Высота — 10 см, ширина полей — 11 см. Внук Петра I взошел на трон 6 мая 1727 года, когда ему было 11 лет. В ходе своего царствования этот Петр Алексеевич, как пишет энциклопедия: «в основном, развлекался; государство управлялось по инерции». «Постоянно занят беготнею», — добавляли тогдашние иностранные послы в России.
В январе 1730 года 14-летний государь умер от оспы. Следующие 66 лет страной управляли в основном женщины (и не сказать, что плохо).
Павел I: странный
Ну вот как можно было построить прямо посреди православной державы (в Гатчине) дворец для католического Мальтийского ордена? Он и сейчас там, только у входа появилась примета новых времен: зеленый контейнер для мусора.
Лихие немецкие треуголки, в которых щеголял Павел, до нас не дошли. Зато в Оружейной палате хранится, пожалуй, любимый головной убор императора: корона великого магистра суверенного военного ордена госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты.
На самом деле, самодержавие было абсолютным только в начале времен — скажем, в Ассирии времен Ашшурнацирапала II (884-859 ггг до н. э.) А в 18 веке править следовало все же с оглядкой на настроения господствующего класса. В ночь на 12 марта 1801 года в Михайловском замке дворяне-гвардейцы провели своеобразные «перевыборы» императора. На трон сел Александр I Павлович.
Александр I и Николай I: военные императоры
В юности Александр любил бравировать разговорами о том, как он, дав народу конституцию, покинет престол — и будет жить, философствуя, в лачуге на берегу Рейна. На самом деле, Александр Благословенный после коронации большей частью воевал.
Это ведь он победил Наполеона, демона Европы. И при нем — началось строительство военных поселений. Автор замысла граф Алексей Аракчеев собирался сформировать здесь новый класс людей: военных, которые сами себя кормят землепашеством. Идея на уровне «вечного двигателя», прямо скажем.
А царствование Николая I и вовсе началось и закончилось под звук пальбы. Речь о восстании декабристов (1825 г.) и неудачной Крымской войне(1853-1856 гг.) Шляпный вклад этих царей в Оружейную палату — офицерские двууголки. Никто не удивлен.
Александр II: убитый народом
Этот император взошел на престол в металлической каске. Будто предчувствовал, что на него будут охотиться.
Александр Освободитель пережил пять покушений. В него три раза стреляли из толпы. В 1879-м «Народная воля» подорвала поезд, на котором царь должен был следовать из Крыма (по счастью, Александр ехал в другом). В феврале 1880-го плотник Степан Халтурин устроил взрыв прямо в Зимнем — но император тогда опоздал на обед и потому выжил.
1 марта 1881 года прямо под ноги Александру бросили бомбу. Шестое покушение стало последним, и каска не спасла.
Александр III и Николай II: конец династии
Третий Александр из рода Романовых не оставил в запасниках своих шляп. Энциклопедия пишет: он «был неприхотлив в быту и обходился минимально возможным количеством одежды.... исследования свидетельствует о скромном состоянии гардероба императора на момент кончины».
А от Николая II до нас дошла, вы не поверите — только маскарадная шапка.
290-летие дома Романовых элита отметила костюмированным балом — он прошел в Зимнем в феврале 1903 года. Николай Александрович выступил на том балу в образе Алексея Михайловича — первого «природного» (византийцы сказали бы — «порфирородного») царя из этой семьи. Будто бы обращался к истокам и подводил итоги.
Мы с вами начали это исследование прямолинейным символом — таким же и закончим.