Великий русский полководец и военный теоретик, национальный герой России и один из основоположников русского военного искусства А.В. Суворов прошел путь от солдата до генералиссимуса, участвовал в семи крупных войнах (в Семилетней войне в 1756–1762 годах, первой и второй Русско-турецких войнах, Польских походах 1768–1772 и 1794 годов, войнах с Францией), выиграл 60 сражений и ни одного не проиграл, неоднократно разбивая наголову значительно превосходящие по численности силы противника.
В 1789 году Именным Высочайшим указом получил графский титул с названием Рымникский, а в 1799 году — титул князя Италийского графа Суворова-Рымникского. С 1794 г. генерал-фельдмаршал. С 1799 г. – генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, великий маршал войск пьемонтских. Кавалер всех российских орденов своего времени, а также семи иностранных.
Замечательный стратег, превосходный тактик, Суворов был одновременно и мудрым военным наставником. За свою многолетнюю военную деятельность он воспитал первоклассные кадры высших офицеров русской армии. Будучи решительным сам, полководец и от других тоже требовал решительности и самостоятельности в действиях.
Александр Васильевич Суворов родился 13 (24) ноября 1729 (по другим сведениям - 1730) года в Москве в семье подпоручика лейб-гвардии Преображенского полка Василия Ивановича Суворова и Евдокии Феодосьевны Мануковой. Доныне в Москве сохранился особняк Суворовых на Никитской улице и церковь, в которой крестили русского военного гения.
Отец Суворова был человеком замечательным. Крестник Петра Великого, начинал он свою службу в качестве царского денщика. Являлся одним из самых эрудированных и образованных людей Российской империи. Блистательный переводчик и администратор, Василий Иванович был одним из выдающихся организаторов службы тыла армии Российской империи и достиг к концу жизни звания генерал-аншефа и сенатора.
Потомок выходца из Швеции (некоего Сувора), Василий Иванович считал себя «природным русаком» и довольно неприязненно относился к немецкому засилью в высших эшелонах власти при Анне Иоановне. Именно из соображений русского патриотизма он назвал сына в честь великого русского героя князя Александра Ярославича Невского.
Юный Александр рос слабым и болезненным ребенком. Несмотря малый рост и тщедушную фигуру уже с детских лет грезил о воинской славе. Рассказы отца о Петре Великом и о войне со шведами очаровали мальчика, Его любимыми книгами были труды древних и средневековых авторов о войне и военном искусстве, биографии великих полководцев, их мемуары. Особое впечатление на мальчика произвел тот факт, что подобно ему Юлий Цезарь отличался в юности слабым здоровьем и телосложением.
Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями и в 1742 г. по благословению «арапа Петра Великого» - Абрама Петровича Ганнибала был определен мушкетером в лейб-гвардии Семеновский полк, а в 1748 году в чине капрала начал действительную службу. С этого момента вся жизнь Суворова была подчинена военной службе.
В Семеновском полку Суворов прослужил шесть с половиной лет. В это время он продолжал свое обучение, как самостоятельно, так и посещая занятия в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, изучил несколько иностранных языков.
Александр Петрушевский описывает один примечательный случай из жизни Суворова, относящийся к этому периоду: «Будучи в Петергофе в карауле, он стоял на часах у Монплезира. Императрица Елизавета Петровна проходила мимо; Суворов отдал ей честь. Государыня почему-то обратила на него внимание и спросила, как его зовут. Узнав, что он сын Василия Ивановича, который был ей известен, она вынула серебряный рубль и хотела дать молодому Суворову. Он отказался взять, объяснив, что караульный устав запрещает брать часовому деньги. „Молодец“, - сказала государыня: „знаешь службу“; потрепала его по щеке и пожаловала поцеловать свою руку. „Я положу рубль здесь, на земле“, - прибавила она: „как сменишься, так возьми“. Крестовик этот Суворов хранил всю свою жизнь».
В 1754 г. был выпущен из гвардии в Ингерманландский пехотный полк поручиком. По настоянию родителя служил по интендантской части с 1756 по 1758 гг.
В 1758 г., после многочисленных просьб, отправлен в действующую армию в Пруссию. Боевое крещение получил во время Семилетней войны (1756—1763), за время которой он проделал путь от младшего офицера до полковника и удостоился похвалы от многих русских военачальников за хладнокровие и храбрость на полях сражений.
Назначен комендантом Мемеля. В 1759 г. подполковник Суворов - дежурный офицер штаба дивизии генерал-аншефа В.В. Фермора. На этой должности он участвовал в сражении под Кунерсдорфом (1 августа 1759). В 1760 г. принимал участие во взятии Берлина.
В 1762 г. произведен в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного полка. С 1763 по 1768 гг. - командир Суздальского пехотного полка. Здесь Суворов разрабатывает свою победоносную тактику. Здесь он пишет свое знаменитое «Учреждение к бою».
В 1769 году бригадир Суворов был направлен в Польшу для борьбы с Барской конфедерацией. 1 сентября 1769 г. у местечка Орехово, русский отряд (320 чел. при 2 орудиях) столкнулся с главными силами повстанцев (2500 всадников при 3 пушках). Польская кавалерия 4 раза устремлялась в атаку, но была отражена с большими потерями. Наконец русская пехота ударила в штыки и опрокинула поляков. Победа при Орехово принесла Суворову чин генерал-майора.
В апреле 1771 г. части Суворова разгромили польскую пехоту и кавалерию в бою при Ландскроне.
В ночь на 12 сентября 1771 г., имея в своем распоряжении всего 820 солдат, Суворов разгромил 4-тысячную армию польско-литовских войск в местечке Столовичи. За свои победы над конфедератами Суворов был удостоен орденов Святой Анны I степени, Святого Георгия III степени и Святого Александра Невского.
Становление Суворова как полководца происходило во время двух Русско-турецких войн (1768–1774 годов и особенно 1787–1791 годов), в победный век императрицы Екатерины II.
Участие в войнах принесло ему общеевропейскую славу, подняло авторитет русской армии на запредельную высоту и внушило туркам поистине суеверный ужас по отношению к непобедимому Топал-паше (так они называли Суворова).
В апреле 1773 года А.В. Суворов добился назначения на балканский театр в 1-ю армию фельдмаршала П.А. Румянцева. На фоне общего бездействия Русской армии в 1773 г. ярко выделяются две победы А.В. Суворова В мае он сразу же отличился взятием крепости Туртукай с отрядом в 900 человек. При том, что оборонявших город турок было около четырех тысяч. В июне он взял Туртукай вторично, причем, в отличие от первого раза, турки готовились к атаке, но все равно не смогли удержать город вдвое большими силами (4 тысячи против 2 тысяч солдат у Суворова).
За победы в Туртукае генерал-майор А. В. Суворов был награждён орденом Святого Георгия 2-й степени.
В сентябре 1773 года турки попытались взять реванш, атаковав город Гирсово. Их было 7 тысяч, в том числе 3 тысячи конных. Суворов, располагая тремя тысячами русских солдат, не стал ждать приступа, а атаковал врага на подступах к городу. Не выдержав ударов с нескольких направлений, османы были разгромлены и бежали с поля боя.
Апогеем суворовских успехов в первой его войне с турками стало сражение при Козлуджи в июне 1774 г. Совместно с Михаилом Каменским Суворов нанес жестокое поражение сорокатысячному войску противника. Русских при этом было 24 тысячи. После этого разгрома османы отчаялись переломить ход войны и вынуждены были пойти на заключение выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира.
В 1774 году Суворов был назначен командующим 6-й московской дивизией и в августе того же года был прикомандирован к графу Петру Панину для помощи в подавлении восстания под предводительством Емельяна Пугачёва
Александр Васильевич деятельно подключился к борьбе с явлением, угрожавшим своими целями и размахом самим основам государственного строя крепостной России. К тому времени силы Пугачева были уже подорваны, но Суворов принялся за дело со своей обычной смелостью и бескомпромиссностью. Он подчинил себе кавалерию из отряда Михельсона и стал энергично преследовать остатки армии пугачевцев. Такая активность, возможно, повлияла на окончательное решение яицких казаков выдать своего предводителя властям.
Затем Суворов с особым отрядом конвоировал пленного Пугачева (посаженного в «нечто подобное большой клетке на четырех колесах») до Симбирска, где сдал его Панину.
В период 1775-1787 гг. Александр Васильевич командовал Владимирской дивизией, занимался укреплением Кубанской линии, принял активное участие в присоединении Крыма, за что и был пожалован орденом святого Владимира I степени.
Подлинным триумфом гения Суворова стали невероятные победы в войне 1787–1791 годов. В том числе в разгроме турецкого десанта под Кинбурном и турецких войск при Рымнике, в сражении при Фокшанах и взятие Измаила.
С началом русско-турецкой войны 1787—1791 годов генерал-аншеф Суворов был назначен командиром Кинбурнского корпуса, на который возложена была оборона Черноморского побережья, от устья Буга до Перекопа. Главный удар в начале войны турки направили на крепость Кинбурн, которую защищал гарнизон из 4 тысяч человек во главе с Суворовым. Сражение у Кинбурна произошло 1 (12) октября 1787 года. Турецкие корабли высадили десант в количестве 5-6 тысяч человек, которые начали продвигаться к крепости. Суворов запрещал контратаковать, пока турки не подошли на 200 шагов к крепости, а затем сам возглавил контратаку. В результате турецкие войска были прижаты к берегу, и их остатки ночью возвратились на корабли, потеряв около 4 тысяч убитыми. Потери русских войск составили около 500 человек.
В пылу сражения под Кинбурном раненого Суворова выручил гренадер Степан Новиков. Солдат убил троих бросившихся на командира янычар и тем самым спас для России величайшего полководца.
За оборону Кинбурна Суворов получил орден Андрея Первозванного.
18 (29) июля 1789 года объединённые русско-австрийские войска под командованием Суворова общей численностью 25 тыс. человек выдвинулись к селению Фокшаны, где в результате 10-часового боя наголову разгромили турецкие войска под командованием Юсуф-паши численностью 30 тысяч человек.
Грандиозную победу русско-австрийская армия под командованием Суворова одержала сентября 1789 года при Рымнике. Сражение окончилось сокрушительным поражением турецкого войска, насчитывавшего от 85 до 100 тысяч пехотинцев и всадников. После битвы визирь смог собрать лишь 10 тысяч солдат.
Только убитыми турки потеряли до 20 тысяч. А ведь в русско-австрийском войске было 25 тысяч воинов. Потери союзников составили всего 650 человек.
Заслуги Суворова были высоко оценены. Австрийский император пожаловал ему титул графа Священной Римской империи. В графское достоинство возвела его и Екатерина II с добавлением Рымникский. На Суворова пролился алмазный дождь: бриллианто-вые знаки ордена Андрея Первозванного, шпага, осыпанная брил-лиантами, бриллиантовый эполет, драгоценный перстень. Но больше всего полководца порадовало то, что он был награжден орденом святого Георгия 1-й степени.
В 1790 году Южная армия Г. А. Потёмкина, одержав ряд побед и овладев крепостями Исакчей, Тульчей и Кимой, приблизилась к Измаилу — наиболее мощной крепости на левом берегу Дуная, укреплённой по последним требованиям крепостного искусства и считавшуюся неприступной, с гарнизоном в 35 тыс. человек, с 265 орудиями. Осада Измаила велась вяло вплоть до начала декабря. Потёмкин так и не смог взять крепость и поручил дальнейшую осаду Суворову.
Прибывший в русский лагерь 2 (13) декабря 1790 года, Суворов стал деятельно готовить войска к штурму. Подготовка к штурму велась тщательно. Неподалеку от крепости выкопали ров и насыпали валы, которые походили на измаильские, и войска настойчиво тренировались в преодолении этих укреплений.
Чтобы избежать напрасных жертв, коменданту и другим военачальникам в Измаиле 7 декабря было послан ультиматум с требованием капитуляции гарнизона. Комендант гордо ответил: «Скорее луна затмит солнце и Дунай потечет вспять, чем падет Измаил».
В 3 часа ночи 11 декабря колонны русских стали выдвигаться к крепостным стенам, а в 5 часов 30 минут по условному сигналу взвилась ракета и войска пошли в атаку. Штурм Измаила начался. Прорыв в Измаил трех русских колонн генералов Ласси, Львова и Кутузова обеспечил успех. С Дуная был высажен десант, который также вступил в бой. Противник оказывал отчаянное сопротивление. Ожесточенный бой внутри крепости продолжался шесть с половиной часов. Он окончился в пользу русских. Разгром противника был полным. Он потерял 26 тыс. убитыми и 9 тыс. пленными. В качестве трофеев русские войска захватили 265 орудий, 345 знамен и 7 бунчуков. Штурм Измаила стал выдающимся подвигом русских воинов.
Победа для Суворова обратилась в опалу. Несмотря на то, что тот был пожалован Екатериной II подполковником Преображенского полка (полковником которого была сама императрица), и в честь него была выбита медаль, эти награды казались современникам смехотворными по сравнению с одержанной победой. Причиной такого отношения был разрыв Суворова с Потемкиным. Неуживчивый характер генерала, его презрение к дворцовым порядкам, привели к его отстранению от командования войсками. Войну с турками заканчивали без него. Вскоре Екатерина по совету Потемкина поручила Александру Васильевичу осмотреть все укрепления в Финляндии до самой границы со Швецией.
О Суворове вспомнили только в 1794 г., когда началось польское национальное восстание под руководством А.Т. Костюшко. Униженные разделом Речи Посполитой, оккупацией русскими и прусскими войсками, а также фактической утратой государственной независимости, польские мятежники уже в 1793 г. стали готовиться к восстанию.
Став во главе русских войск, великий русский полководец, разгромив по дороге польско-литовские войска в боях под Дивином, Крупчицами, Брестом и Кобылкой, вышел в середине октября 1794 г. на подступы к Варшаве. Сюда были стянуты все основные силы повстанцев. К тому времени Костюшко попал в плен в сражении под Мацейовицами.
Укрепленное предместье Варшавы - Прага пала после ожесточенного штурма 24 октября 1794 г. Штурм Праги продолжался три часа. По некоторым данным, поляки потеряли 13 тыс. чел. в бою и около 2 тысяч утонуло в Висле, русские потеряли 580 чел. убитыми и 960 ранеными. Запросивших мира варшавян Александр Васильевич принял благожелательно, заявив: «С Польшею у нас войны нет, я не министр, но военачальник: сокрушаю толпы мятежников». Магистрат, купечество и мещане Варшавы поднесли ему ключи от города, которые русский полководец принял и поцеловал. Примечательно и то, что Суворов проявил гуманизм к побежденным полякам и не позволил подчиненным разорить Варшаву в отместку за изуверские убийства русских солдат и офицеров при первой вспышке польского восстания.
За подавление польского восстания 1794–1795 годов получил звание фельдмаршала.
После смерти Екатерины в 1796 году на российский престол вступил ее сын Павел I, отношения с которым у полководца складывались непросто. В 1797 Суворова отправили в ссылку в имение Кончанское.
Но после обострения политической обстановки в Европе и успехов французской армии, о старом военачальнике вспомнили и вернули на службу. Последовала серия побед над французами.
Заключительным этапом полководческой деятельности фельдмаршала стали Итальянский и Швейцарский походы 1799 года, знаменитый переход через Альпы и сражения с лучшими генералами республиканской Франции на реке Адде, на реке Треббии и при Нови.
Благополучный исход всего предприятия стал апогеем прижизненной славы Суворова. Павлом I ему был пожалован самый высокий военный чин – генералиссимуса.
Александр Васильевич Суворов умер по прибытии в Петербург 6 (18) мая 1800 года в возрасте 69 лет и был похоронен в Александро-Невской лавре. На его надгробии изначально написали все его громкие титулы. В 1859 году по ходатайству внука полководца, Александра Аркадьевича, напольная плита была заменена, и с этих пор на ней краткая надпись: «Здѣсь лежитъ Суворовъ».
#календарь событий #памятные даты #военачальники #мощь России #Суворов