Найти тему
Владимир Гордеев

Новые времена (1936, США, комедия): Чарли Чаплин - коммунист.

Оглавление

Замечательный фильм!

Человек-оркестр Чарльз Спенсер Чаплин сочиняет сценарий, музыку, исполняет главную роль в "американской трагедии", поставленной собственноручно в жанре комедии.

Фильм отчетливо делится на три части.

В первой части мы наблюдаем закат индустриальной эпохи и преддверие эпохи постиндустриальной. Пока еще не происходит выноса промышленности за пределы США, а внутри страны не делается ставка на продажу услуг. Однако, с целью наращивания производственных мощностей, происходит автоматизация заводов.

Американский рабочий, видимо, останется за бортом производства, если не сумеет подстроиться под реалии нового времени.

-2

Чаплин подразумевает под автоматизацией не только программирование станков, но и программирование работников. Главный герой, не справившийся с "наращиванием его собственной мощности", перегревается, выходит из-под контроля как какой-то "робот номер пять", и его отправляют в дурку.

Излечившись от нервного потрясения, герой оказывается на улице и превращается в уже прекрасно знакомого всем Бродягу – характернейший типаж, разработанный Чаплиным еще двадцать лет назад.

В стране либо безработица, либо забастовки. Заводы закрываются. Происходят массовые демонстрации (Чаплин настолько был убедителен в показе актуальных событий, что впоследствии обвинялся в про-коммунистической деятельности). Недотепам вроде Бродяги можно найти приют лишь в одном месте – в тюрьме, куда он вскоре и попадает как зачинщик демонстрации, каковым, естественно, не является. Выйдя из тюрьмы, он всеми силами будет стараться туда вернуться.

-3

Третья часть фильма посвящена дружбе Бродяги с несовершеннолетней миловидной беспризорницей. Он спасает ее от тюрьмы, причем делает это с меркантильной целью, – желая вернуться в теплую камеру и к тарелке с похлебкой, он берет вину девушки (пойманной во время кражи) на себя. Потрясенная его бескорыстным поступком, она привязывается к нему, а он – к ней, и оба начинают мечтать о собственном уютном домике. Но для этого надо устроиться работу. У обоих – масса жизненной энергии, но слишком тонка предпринимательская жилка, а добродушные простаки капитализму в данный момент не нужны. В конце концов, герои найдут себя в "сфере услуг", да и то ненадолго…

-4

При всем при этом фильм являет собой прекрасный урок позитивизма мрачным американским писателям-реалистам типа Драйзера или Стейнбека.

Также фильм считается последним немым фильмом Чарли Чаплина. И хотя так считается, в действительности – это комбинированное кино: смесь великого немого, отнюдь не потерявшего своего величия, с модным звуковым. Например, в предфинальной сцене Чаплин изобразит отличный звуковой эстрадный номер. Также голос обретет завод: подобный режиссерский ход добавляет Предприятию еще больше спеси, а человека, который голоса лишен, низводит окончательно.

Оценка: 9,5 из 10.

-5

Режиссер, автор сценария, композитор и продюсер: Чарльз Чаплин,
Операторы: Айра Х. Морган, Роланд Тотеро,
Композитор: Чарльз Чаплин,
Продюсер: Чарльз Чаплин.

В главных ролях: Чарльз Чаплин, Полетт Годдар.
В ролях: Генри Бергман, Тайни Сэндфорд, Честер Конклин, Хэнк Манн.

Интересные факты о фильме:

  • Изначально фильм заканчивался тем, что Бродяга (Чаплин) попадает в больницу с очередным нервным срывом, и его навещает Безпризорница, которая стала монахиней. Впоследствии Чаплин передумал и снял более позитивный фильм.
  • Этот фильм убедил комитет по расследованию анти-американской деятельности, что Чаплин — коммунист (Чаплин, естественно, это яростно отрицал).
  • По словам Поллет Годдард, Чаплин был чрезвычайно увлечен написанием музыкальной партитуры, торчал в студи звукозаписи целыми днями и уходил лишь тогда, когда Годдард умоляла его об этом.
"По улице ходила большая крокодила..."
"По улице ходила большая крокодила..."

Смотрите фильм в моей группе Вконтакте и подписывайтесь - https://vk.com/ekranka

Тематические ссылки:
Режиссеры мирового кино